www.pvo.forum24.ru ФОРУМ МОСКОВСКОГО ордена Ленина округа ПВО
 
On-line: Заправщик, гостей 1. Всего: 2 [подробнее..]
Ерохин Для получения прав Участника нажмите на ссылку Вход-регистрация. Введите имя и пароль 5-6 знаков. Отметьте галочкой « я -новый участник». Нажмите «ОК». Дальнейшие указания Вы найдете в личном сообщении? кликнув на мигающий конвертик или открыть ссылку Л.С в шапке форума.

АвторСообщение
ГЛАВНЫЙ МОДЕРАТОРЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО ФОРУМОМ «ВЕТЕРАН ПВО»




Сообщение: 73
Настроение: всегда в готовности №1
Зарегистрирован: 23.05.09
Откуда: Россия, Ступино
Репутация: 1
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.10 19:48. Заголовок: ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300



ЗЕНИТНАЯ РАКЕТНАЯ СИСТЕМА С-300



Общие сведения
С-300П как это начиналось
Система С-300П
В середине шестидесятых годов в ходе войны во Вьетнаме впервые в истории ЗРК стали фактором, в значительной мере определявшим исход боевых действий. Массовое применение ЗРК С-75 нанесло ощутимые потери американской авиации и, что не менее важно, принудило ее к действиям на малых высотах, в зоне эффективного огня ствольной артиллерии. Уровень потерь американских самолетов приближался к нескольким процентам, что близко к предельно допустимой величине. Но этот фактор мог иметь решающее значение в ходе затяжной локальной войны. В полномасштабных боевых действиях в Европе и над территорией СССР, в особенности, в условиях применения ядерного оружия требовалось прикрыть важнейшие объекты даже от ударов единичных самолетов противника, что ЗРК С-75 сделать уже не мог, несмотря на многократные модернизации.
Во-первых, при массированном применении авиации вероятного противника проявлялась малая огневая производительность ЗРК С-75, ограниченная одноканальным построением его средств.
Во-вторых, ожидаемая высокая напряженность боевых действий требовала быстрого восполнения расходуемых ЗУР на пусковых установках и, следовательно, скорейшего приведения ракет в боеготовное состояние, а применение жидкого топлива требовало длительных и сложных операций по заправке и переводу ракет в полную готовность.
В-третьих, для прикрытия единичным ЗРК группы объектов и обеспечения возможности многократного огневого воздействия по приближающимся целям требовалось увеличение максимальной дальности пусков, а возможности дальнейшего наращивания этого показателя для С-75 были практически исчерпаны - при радиокомандном наведении точность выведения на цель падала прямо пропорционально удалению до нее. Определилась также необходимость повышения скорости ЗУР и расширения зоны досягаемости по высоте.
В-четвертых, важнейшей задачей стало уменьшение нижней границы зоны поражения, сокращение мертвой зоны вблизи позиции комплекса. Применение в ЗРК С-75 двухступенчатой ракеты с началом наведения только по окончании работы стартового двигателя определяло большие размеры мертвой зоны.
В-пятых, эффективность применения ЗРК решающим образом зависела от возможности его использования в условиях мощного радиоэлектронного противодействия. В реализованной в С-75 схеме построения комплекса радиолокационные средства теряли возможность слежения за целью, как правило, в дальней зоне. Мощность отраженного от цели излучения РЛС падала пропорционально четвертой степени расстояния до цели, а сигнала помехи - только пропорционально квадрату этой величины. Этого недостатка были лишены системы самонаведения или командного наведения с визированием цели через ракету, сближающуюся с самолетом противника.
В-шестых, для обеспечения высокой боевой устойчивости и гибкости боевого применения была необходима высокая мобильность комплекса, а наземные средства ЗРК С-75 требовали длительного развертывания с монтажом антенных постов и пристыковкой кабелей.
Так как возможности совершенствования ЗРК С-75 с одноканальным по цели радиокомандным наведением и применением двухступенчатой жидкостной ЗУР были исчерпаны, определилась необходимость создания принципиально новой системы средней дальности. Для этого к середине шестидесятых годов сформировались достаточные технические предпосылки. Ламповую технику сменили полупроводники, аналоговые вычислители -цифровые ЭВМ. Внедрение фазированных антенных решеток обеспечивало необходимое для многоканальных комплексов быстрое сканирование луча РЛС с «перебросом» в сектор обзора. Твердотопливные двигатели по массо-энергетическому совершенству приблизились к уровню двигательных установок на дол-гохранимом жидком топливе.
Необходимость разработки новой системы средней дальности была очевидна для руководства не только Войск ПВО страны, но для командования Сухопутных войск и ВМФ. К середине шестидесятых годов Сухопутные войска завершали отработку ЗРК «Круг», по боевым возможностям близкого к С-75, но отличавшегося более высокой мобильностью. Находившийся на ранней стадии отработки морской комплекс М-11 обладал еще более скромными характеристиками - его максимальная дальность не намного превышала 30 км.
Вызревала идея создания единой зенитной ракетной системы межвидового применения. Предложения по такой системе С-500У представили КБ-1 и Войска ПВО страны. Однако при общности требований к новой ЗРС каждый из видов Вооруженных сил уделял различное значение отдельным направлениям совершенствования этого оружия.
Для ПВО Сухопутных войск решающими являлись показатели мобильности, при этом для обеспечения высокой проходимости предпочтение отдавалось гусеничным шасси. В те годы Сухопутные войска рассматривали как весьма актуальную и уже технически разрешимую задачу борьбы с баллистическими оперативно-тактическим ракетами противника, которые по своим летно-тактическим характеристикам были ближе к традиционным аэродинамическим целям. Задача их перехвата решалась более простыми средствами, чем создание обороны от стратегических ракет, представлявших основную угрозу для объектов на территории СССР. Кроме того, перехват ракет противника можно было осуществлять на меньших высотах, так как укрытая в бронеобъектах и фортификационных сооружениях живая сила Сухопутных войск была не столь уязвима к поражающим факторам ядерного взрыва, как гражданское население. Тем не менее даже создание системы борьбы с оперативно-тактическими ракетами, в наше время именуемой за рубежом как "ПРО театра военных действий", требовало применения высокопотенциальных РЛС и противоракет с высокими разгонными и скоростными показателями.
Флот также предъявлял специфические требования к перспективной зенитной системе. Помимо особенностей эксплуатации в коррозионноопасной среде, при длительном воздействии вибраций и качки, электромагнитных наводок от других корабельных систем, радиоэлектронные средства должны были обеспечить наведение ракеты вблизи морской поверхности со сложными и нестабильными показателями отражения излучения. Моряки всегда трепетно относились к соблюдению массо-габаритных ограничений - размещение значительного боекомплекта на корабле исключало применение громоздких изделий.
Попытка совместить требования всех заказчиков в единой зенитной ракетной системе привела бы к ухудшению ее технико-экономические показателей и ставила под сомнение возможность осуществления разработки в сжатые сроки. В результате разработчики и Заказчики перешли к концепции создания трех унифицированных систем с существенно различными радиоэлектронными средствами, единой противосамолетной ракетой и, в дополнение к ней, специальной противоракетой для системы Сухопутных войск.
Зенитные ракетные системы для Войск ПВО страны разрабатывались возглавляемым Генеральным конструктором Б.В. Бункиным МКБ «Стрела» (в дальнейшем - ЦКБ «Алмаз») Минрадиопрома, для Сухопутных войск - НИИЭИ Минрадиопрома (ныне - концерн «Антей») во главе с главным конструктором В.П. Ефремовым, а для флота - ВНИИ РЭ Минсудпрома (ныне - ГНПО «Альтаир»), руководимым В.А.Букатовым. Кроме того, привлекались к работе оба основных разработчика ЗУР - П.Д. Грушин, возглавлявший МКБ «Факел», и Л.В. Люльев, руководивший свердловским КБ «Новатор».
Основные положения принятой концепции легли в основу Постановления ЦК и Совмина от 27 мая 1969 года «О создании унифицированной системы С-300», которым предусматривалась разработка фактически трех систем:
С-300П для Войск ПВО страны;
С-300В для Сухопутных войск;
С-300Ф для ВМФ.
Разработка ракеты В-500 для поражения аэродинамических целей и баллистических ракет с дальностью до 140км была поручена П.Д. Грушину, противоракеты КС-96 - Люльеву. Предусматривалось создание ЗУР В-500 в трех вариантах - самонаводящейся В-500Р, упрощенной В-500К с радиокомандным наведением и В-500В, адаптированной к радиоэлектронным средствам комплекса С-300В. Предусматривалось, что ракета В-500К будет многократно дешевле В-500Р, а ее простота позволит ускорить отработку системы.
Забегая вперед, отметим, что в дальнейшем унифицированными остались только наименования зенитных ракетных систем. Уже в начале семидесятых годов Сухопутные войска отказались от применения В-500В, поручив Л.В. Люльеву разработку 9М83 - уменьшенного варианта противоракеты 9М82. Творческая самостоятельность головных разработчиков привела к тому, что унифицированными оказались только создававшиеся в Новосибирском НИИ измерительных приборов под руководством главного конструктора Юрия Александровича Кузнецова радиолокаторы обнаружения (РЛО) комплексов С-300П и С-300В, а также ракеты комплексов Войск ПВО и флота, спроектированные под руководством Грушина.
Пусковые установки создавались в ленинградском КБСМ под руководством главного конструктора Николая Алексеевича Трофимова.
Основой радиоэлектронных средств системы С-300П стал разработанный в МКБ «Стрела» под руководством В.Д.Синельникова радиолокатор подсвета и наведения (РПН) с фазированной антенной решеткой, решающий задачи автономного обнаружения и сопровождения цели, приема информации с борта ЗУР, выдачи команд управления на ракету. К началу создания системы С-300 в СССР велись разработки отдельных необходимых микросхем, намечался переход на новую элементную базу. Для одной фазированной антенной решетки радиолокатора подсвета и наведения требовалось более 10 000 ферритовых элементов.

Взамен первоначально рассматривавшегося применения на ракете аналогичной комплексу С-200 сложной полуактивной радиолокационной ГСН, в системе С-300П в дальнейшем была принята схема так называемого «наведения через ракету». Информация от размещенного на борту ЗУР относительно простого радиолокационного визира передавалась на наземные средства. Используя ее и получаемые от РПН данные о ЗУР и цели, вырабатывались команды наведения. В результате упрощалась и удешевлялась бортовая аппаратура ракеты, а совместное использование информации о цели от визира ЗУР и наземных средств для наведения ракеты повышало помехозащищенность комплекса.

Ракета В-500 была выполнена по одноступенчатой схеме, что исключало необходимость отчуждения значительных территорий под зоны падения ускорителей. Первоначально для ЗУР была принята нормальная аэродинамическая схема с крыльями очень малого удлинения, зачастую именуемыми пилонами. Внешне ракета напоминала американскую ЗУР «Тартар» или отечественные ракеты, разрабатывавшиеся в те же годы для комплекса «Бук». При дальнейшем проектировании выяснилось, что при характерных параметрах полета ракеты комплекса С-300 вклад крыльев в улучшение маневренности и повышение аэродинамического качества невелик. В результате, для В-500 была выбрана бескрылая схема "несущий корпус" с четырьмя цельноповоротными аэродинамическими рулями, точнее, рулями-элеронами в хвостовой части. Принятая компоновочная схема обладала малым сопротивлением и при небольшой продолжительности работы твердотопливного одноре-жимного двигателя обеспечивала полет на заданную дальность с допустимой потерей скорости на пассивном участке траектории. Использование твердого топлива в ракете обеспечивало постоянную готовность к применению, исключало необходимые в ЗРК С-75 рискованные операции по заправке токсичными и агрессивными компонентами жидкого топлива. Ракета В-500 всех модификаций имела корпус из высокопрочного алюминиевого сплава.

Для ракеты был принят вертикальный старт, что позволило не только обеспечить пуск в любом направлении без какого-либо наведения пусковой установки, но и упростило саму конструкцию ПУ и снизило ее массу. Стрела, на которой крепились контейнеры с ЗУР, только медленно поднималась в вертикальной плоскости, а азимутальное перемещение не требовалось. Снижались нагрузки и газодинамическое воздействие на ПУ при старте ЗУР, двигатель которой включался на высоте более двадцати метров. Сила отдачи действовала по вертикали, передаваясь на поверхность стартовой площадки - опрокидывание ПУ не грозило.

Новые технические решения потребовали и решения вновь возникших проблем. В частности, для уменьшения поперечных габаритов ракеты при нахождении в транспортно-пусковом контейнере и, следовательно, диаметра и массы контейнера, пришлось применить раскрываемые при старте аэродинамические рули. Для быстрого разворота ЗУР в направлении цели после вертикального старта в дополнение к аэродинамическим устанавливались и крупногабаритные газовые рули - их консоли доходили почти до продольной оси ракеты.

Немало проблем было связано с обеспечением старта ракеты из контейнера. На ранних стадиях предлагались контейнеры с глухим дном, из которых ЗУР стартовали на собственном двигателе. Но при этом возможный взрыв запускаемого двигателя грозил трагическими последствиями, особенно тяжелыми в корабельных условиях. В августе 1972 г., после нескольких десятков испытаний, по инициативе «Факела» от этой схемы отказались.

Прорабатывался также и вариант минометного старта с выбросом ЗУР давлением продуктов сгорания порохового аккумулятора давления (ПАД) и запуском двигателя на высоте 5... 10 м над верхним срезом контейнера. В этом варианте использовался обтюратор (поршень), перемещавшийся с установленной на нем ЗУР. Для корабельного ЗРК был разработан специальный контейнер, в верхней части которого обтюратор затормаживался, чтобы не нанести повреждений палубным надстройкам. Этот контейнер получился сложным и дорогим.

В конечном счете, для комплексов С-300П и С-300Ф к 1979 г. был отработан способ выброса ракеты из ТПК с использованием катапультного устройства, задействовавшегося при подаче продуктов сгорания ПАД и представлявшего собой 2 газовых цилиндра со штоками-тягами, соединенными под ракетой поддоном. Унификация ЗРК С-300П и С-300Ф не только по ЗУР и части радиоэлектронного оборудования, но и по контейнерам, а следовательно и по средствам доставки, хранения и обслуживания ЗУР, сулила значительную экономию средств.

Первоначально С-300П задавалась как самоходная система со временем развертывания не более 5 минут. В качестве базового шасси для размещения всех боевых элементов системы был принят четырехосный МАЗ-543, уже применявшийся к тому времени как шасси пусковых установок оперативно-тактических ракет Р-17 (Scud) и «Темп-С». Для размещения части средств ЗРК выбрали полуприцепы. Однако создание унифицированного шасси с размещением систем энергообеспечения, связи, приборов ночного видения, а также контейнеров с аппаратурой требовало существенной доработки МАЗ-543. С учетом меньшей длины зенитной ракеты по сравнению с баллистическими, на модифицированном шасси МАЗ-543М главный конструктор Минского завода колесных тягачей Б.Л. Шапошник отказался от правой кабины и разместил ряд автомобильных агрегатов выше двигателя, справа от оставшейся кабины.

На первых порах разработка радиоэлектронной части системы опережала замедлившиеся работы по автомобильному шасси. Руководство МКБ «Стрела» предложило Заказчику первоначально создать систему в транспортируемом варианте, в котором все боевые элементы ЗРК и средства управления системы выпускались в контейнерном исполнении и перевозились с помощью полуприцепов и транспортных автопоездов. На полевой позиции при боевой работе контейнеры с оборудованием располагались на грунте или в укрытиях на специальных основаниях, а на заранее подготовленных позиции - в железобетонных укрытиях.

С учетом того, что значительная часть ЗРК выделялась для стационарных объектов, Заказчик согласился с опережающим созданием системы в контейнерном исполнении под наименованием С-300ПТ (транспортируемая), а вариант на шасси МАЗ-543М получил обозначение С-300ПС (самоходная). Время развертывания комплексов увеличилось в сравнении с первоначально заданным, но не должно было превышать одного часа. В дальнейшем разработка комплекса С-300ПТ велась опережающими темпами, он первым прошел испытания, был принят на вооружение и освоен в серийном производстве.

Первый вариант перевозимой ПУ под обозначением 5П85П представлял собой стартовый стол, обеспечивавший развертывание на неподготовленной позиции. На ПУ предполагалось разместить связку - кассету с пятью ЗУР в контейнерах диаметром по 1,1 метра. Связка контейнеров доставлялась на позицию и устанавливалась в вертикальное положение транспортно-установочной машиной на шасси МАЗ-543. Проработка связки контейнеров выявила неудобство ее эксплуатации. При выходе из строя одного контейнера или при отстреле части ЗУР в связке, их замена требовала проведения дополнительных операций со всей связкой. При согласовании технического задания число контейнеров в связке сократили до 4. Была выпущена рабочая документация по 5П85П, но «в металле» данный вариант не изготовлялся., так как он не обеспечивал заданный темп старта ракет. Старт первой же ЗУР ракеты приводил к раскачке связки. Кроме того, эта ПУ имела значительные демаскирующие признаки.

Поэтому в дальнейшем разработали буксируемую ПУ 5П851 с размещенными на полуприцепе качающейся части со связкой из четырех контейнеров и гидравлического привода для перемещения контейнеров и выдвижения опорных домкратов. На боевой позиции после отцеп-ления полуприцепа, установки разводимых гидравлических опор и горизонти-рования ПУ соединялись кабелями с расположенным в нескольких десятках метров контейнером подготовки ракет и управления стартом и с системой электропитания.

Опытные образцы всех средств системы в конце 1973 г. вывезли на 10 Государственный научно-испытательском полигон Войск ПВО в районе города Сары-Шаган у озера Балхаш, где проводились испытания и доведение опытного варианта.
Для заводских и совместных испытаний системы опытным производством МКБ «Факел» было изготовлено около пятидесяти ЗУР, которые успешно прошли испытания. Для проведения совместных и Государственных испытаний использовались ЗУР серийных заводов. В ходе испытаний имели место аварии, в ряде случаев обусловленные несоблюдением технологической дисциплины на серийных заводах. При пусках по низколетящим целям несколько ракет потерпели аварию из-за разрушения аэродинамических рулей. Как оказалось, не был выдержан режим сушки консоли руля после чистки бензином перед нанесением теплозащитного покрытия. От аэродинамического нагрева невыветрившиеся остатки бензина испарялись, отслаивая теплозащитное покрытие рулей.
Серийный выпуск системы С-300ПТ начался в 1975 г. Производство основных радиоэлектронных средств системы было освоено на Московском радиотехническом заводе и ряде других заводов страны. Серийное производство ракет 5В55 и транспортно-пусковых контейнеров для них было развернуто на головном Московском машиностроительном заводе «Авангард» и Ленинградском Северном заводе. Позже к выпуску подключился Жулянский механический завод - филиал Киевского машиностроительного завода имени Артема, на протяжении многих десятилетий осуществлявшего выпуск управляемых ракет «воздух-воздух». В 1978 году испытания перевозимого в контейнерах комплекса С-300ПТ были успешно завершены, и в следующем году система была принята на вооружение.
С-300П «Бирюса»
Основное назначение зенитной ракетной системы средней дальности С-300П - оборона административных и промышленных объектов, стационарных пунктов управления, штабов и военно-морских баз от воздушного нападения. Впервые в Советском Союзе былс создана система с полной автоматизацией боевой работы, решающая задачи обнаружения, сопровождения, целераспределения, приема и обработки целеуказания, захвата цели, сопровождения, пуска и наведения ЗУР, оценки результатов стрельбы. С-300П построена по схеме организации группы дивизионов вокруг командного пункта системы.
Система С-300П способна в автоматическом режиме осуществлять отбор целей в зависимости от потенциальной угрозы. Стрельбовая ЭВМ системы определяет приоритет целей для одновременного и последовательного обстрела: баллистические цели, постановщики помех, маловысотные, атакующие (движущиеся с нулевым параметром) и другие цели. При "разделении" цели, означающем сброс бомб или пуск ракеты, автоматически берется на сопровождение и обстреливается цель, движущаяся на расположение дивизиона. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЭВМ, оценив обстановку, производит подавление пассивных и активных помех. Функции боевого расчета сводятся к контролю над работой этих средств и, при необходимости, вмешательству в ход боевой работы.
Комплекс С-300П принят на вооружение в следующем составе:
командный пункт комплекса (контейнеры Ф и Ф2);
стартовая батарея (до 12 ПУ, 4 контейнера подготовки старта ФЗ);
ракета 5В55К (В-500К);
система электропитания. Зенитная управляемая ракета 5В55К (В-500К) - первая серийная ЗУР для С-300П с командной системой наведения.
Разрешение на пуск ракеты выдавалось после 15 секундного цикла подготовки, в ходе которого проверялись бортовые системы ракеты, вводилось полетное задание. Далее срабатывал пороховой аккумулятор давления (ПАД), при этом ударной волной выбивалась заранее ослабленная радиальными канавками крышка контейнера, сделанная из композиционных материалов. При срабатывании еще одного ПАД газ поступал в 2 расположенных вдоль контейнера цилиндра катапульты, приводя в движение размещенные в них штоки. Для исключения перекоса ЗУР штоки соединялись размещенной под хвостовым отсеком балкой. Ракета принудительно катапультировалась на высоту около 20 метров. Одновременно с выходом ракеты из контейнера раскрывались аэродинамические поверхности. Запуск двигателя ракеты 5В55 производился с использованием блока задержки через одну-полто-ры секунды после выхода ЗУР из контейнера и при достижении практически нулевой скорости. Для скорейшего вывода на заданную траекторию в точку встречи с целью ракета 5В55 была оснащена газовыми рулями, которые по программе, заложенной в автопилот перед стартом, энергично разворачивали ракету вокруг продольной оси для совмещения основной плоскости ЗУР и плоскости наведения и склоняли ее по углу тангажа в плоскости наведения. Полет по заложенным в автопилот параметрам начального участка траектории ракеты происходил до захвата ее системами слежения радиолокатора подсвета и наведения, после чего начиналось наведение ЗУР на цель по командам, передаваемым на борт ракеты через РПН. Точка встречи ракеты с целью постоянно определялась цифровым вычислительным комплексом (ЦВК) кабины боевого управления Ф2 исходя из текущих параметров полета цели и ракеты, при этом применялся метод наведения, отличный от "трехточки" и "половинного спрямления", реализованных в комплексах ранних поколений С-75 и С-125.
Подрыв боевой части при встрече ЗУР с целью осуществлялся по команде от бортового полуактивного радиовзрывателя. В зависимости от класса и параметров движения цели его режим работы задавался командами, поступавшими на борт ЗУР через РПН.
Стартовая батарея комплекса и аппаратура наведения обеспечивали темп стрельбы в 3...5 секунд. Одновременно ЗРК мог обстрелять 12 ракетами до 6 целей.
Ракетные контейнеры на позиции располагались на специальных основаниях или стойках непосредственно на грунте, или в укрытиях. Для транспортировки контейнеров Ф2 и ФЗ при смене дивизионом позиции использовались транспортные автопоезда 5П58.
Взаимодействие элементов ЗРК осуществлялось по радиолинии.
С-300ПТ с ракетой В-500Р (5В55Р)
В 1981 году была принята на вооружение система С-ЗООПТ с новой ракетой В-5ООР с увеличенной дальней границей зоны поражения, а также с усовершенствованной аппаратурой командного пункта. Тем самым были полностью реализованы принятые технические решения и достигнуты заданные ТТТ характеристики системы. Первый полк, вооруженный системой С-ЗООПТ с ракетами В-500К и В-500Р, был поставлен на боевое дежурство 23 февраля 1981 года под Северодвинском.
В-500Р (5В55Р) - согласно информации, опубликованной в томе V справочника «Оружие России» (Военный парад, М., 1997г), стр. 135 ракета 5В55Р обеспечивает поражение целей со скоростями до 4300 км/час на удалении от 5 до 75 км в диапазоне высот от 0,025 до 25 км. Масса ракеты составляет 1665кг, включая боевую часть массой 130 кг, длина - 7,25 м, диаметр - 508 мм, размах крыльев - 1125 мм. Бортовая аппаратура обеспечивает метод «наведения через ракету».
Испытания при низких температурах эксплуатации система С-ЗООПТ успешно прошла зимой 1983-1984 гг. в горно-лесистой местности на полигоне Телемба.
Комплексы С-300ПТ в начале восьмидесятых годов были усовершенствованы с доведением возможностей до уровня ЗРК С-300ПС, получив обозначение С-300ПТ-1 Все контейнеры этого варианта комплекса при боевой работе находились на автомобильном шасси (полуприцепах). Применялись ПУ 5П851А - доработанные 5П851, для. перезаряжания которых использовались заряжающие машины 5Т99 на шасси КрАЗ-255 или самоходные крановые средства. Непродолжительное время выпускался доработанный вариант ЗРК - С-300ПТ-1А, а ранее выпущенные комплексы С-300ПТ проходили доработку в войсках или при проведении плановых ремонтов на предприятиях Министерства обороны. В настоящее время комплексы С-300ПТ всех модификаций сняты с вооружения.

Ерохин АФ Спасибо: 5 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 55 , стр: 1 2 All [только новые]


ГЛАВНЫЙ МОДЕРАТОРЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО ФОРУМОМ «ВЕТЕРАН ПВО»




Сообщение: 3138
Зарегистрирован: 23.05.09
Откуда: Россия, Ступино
Репутация: 25
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.19 18:17. Заголовок: Как стратегия ПВО повлияла на ЗРК в СССР, РФ и США.


Амбициозная задумка многоканального комплекса С-300 — лидера на годы вперед

Дело во многом в том, что комплекс С-300 был с самого начала задуман в НПО «Алмаз» им. А. А. Расплетина (ныне концерн ПВО «Алмаз-Антей») как очень амбициозный, фантастичный стратегический государственный проект: полковая РЛС с фазированной антенной решеткой, ведущая десятки целей на расстояниях до 300 км, дающая через компьютеры КП (командный пункт) указания шести дивизионам с ЗРК С-300, каждый из которых может одновременно сбивать до 6 целей. Можно сказать так: именно амбициозные, в чем-то фантастические требования к возможностям комплекса, дерзкий замысел коллектива конструкторов и обеспечили ему долгое лидерство. Проекту повезло в том смысле, что государство не бросило его на полпути, не прекращало финансирование и обеспечивало всем необходимым.



Необычность С-300 начинается не с полкового, а с дивизионного уровня. Каждый дивизионный ЗРК средней дальности (до 45 км) должен был стать первым серийным многоканальным ЗРК в СССР. Многоканальным в смысле одновременного обстрела целей: 6 обстреливаемых целей, 12 управляемых ракет в воздухе (по две на одну цель). И при этом каждый ЗРК должен в случае чего работать отдельно, без полковой РЛС и КП.

Для комплекса С-300 характерны следующие технические новшества: автоматизация всех процессов (кроме принятия решения на обстрел цели), малое время реакции, помехоустойчивые линии связи с автоматической перестройкой частот, резервирование и быстрое переключение частот радаров, гибкое применение в одном комплексе нескольких разных радаров (разного диапазоны и принципа действия), гибкий состав полка — разное количество дивизионов (от 1 до 6), вертикальный старт мощных твердотопливных ракет (управляемые ракеты были разработаны МКБ «Факел») весом в 1,5 тонны, длиной более 7 метров, скоростью до 2,1 километра в секунду и с длительным гарантийным сроком хранения в контейнерах.

Отсюда уникальные свойства С-300: уничтожение низколетящей цели ракетой ударом сверху на предельно малых высотах (всего 25-10 метров над землей), возможность поражения целей летящих на скоростях до 4 скоростей звука, возможность уничтожения баллистических ракет на рекордной высоте (до 27 км). После долгих и трудных испытаний (не всё шло гладко), комплекс С-300 начали выпускать серийно с 1975 года, был принят на вооружение в 1978 году, в 1980-х годах уже стал основой ПВО страны.

Изначально комплекс поддерживал работу с 3 типами ракет: специальными ракетами (Тип С) с ядерной боеголовкой (её быстро сняли с вооружения), командными (тип К) — без радарной головки наведения, но с большим зарядом взрывчатки (130 кг), с полу-активным наведением (тип Р) — снабжены радарным приемником для самонаведения, имеют большую точность, но меньший заряд взрывчатки (90 кг). Дальность действия ракет была увеличена с 45 до 75 км. Многочисленные испытания и тренировки расчетов с «живыми» целями показали: взрыв ракеты в 15 метрах от цели гарантированно уничтожает цель типа истребителя/крылатой ракеты. В большинстве случаях ракета взрывается ещё ближе: в 3-7 метрах от цели. Изредка ракеты попадают прямо в цель (и успевают сообщить об этом на ЗРК).



ДАЛЕЕ

С-300. В небе чисто! Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
ГЛАВНЫЙ МОДЕРАТОРЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО ФОРУМОМ «ВЕТЕРАН ПВО»




Сообщение: 3190
Зарегистрирован: 23.05.09
Откуда: Россия, Ступино
Репутация: 26
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.01.20 18:08. Заголовок: Чем отличаются С-300 от С-400


В последнее время все чаще в прессе, Интернете, на радио или по ТВ можно услышать про системы С-300 и С-400. С одной стороны, все логично. С-400, наверное, лучше, раз цифра больше, вот только чем она лучше, насколько она лучше и лучше ли она вообще? А еще ведь есть С-500, американские Patriot и некоторые другие системы ПВО. Давайте разберемся, чем они отличаются и о чем говорят серьезные дядьки в форме, когда апеллируют этими названиями.



К самым известным системам ПВО можно отнести С-300 и С-400, стоящие на боевом дежурстве у России, Украины, Белоруссии, Китая, Казахстана и некоторых других стран.

Комплексом система ПВО называется потому, что включает в себя не только систему поражения летящих целей противника, но и системы раннего обнаружения. Чаще всего сама система находится на мобильной платформе и может достаточно быстро перебазироваться в другой район боевых действий. Также это очень удобно в случае развертывания временной базы в отдаленном районе.

Как и в случае с ракетами, устаревание комплексов противовоздушной обороны проявляется не так сильно. Например, комплексы С-300 были разработаны и приняты на вооружение еще в начале 80-х годов прошлого века. Конечно, они не один раз модифицировались и получали усовершенствования, но все равно им уже очень много лет. За это время они получили как сухопутную, так и корабельную версию и были поставлены в большое количество стран. В некоторых из них до сих пор находятся на боевом дежурстве.

Можно даже отметить, что некоторые модификации, вроде С-300ПМУ2 ”Фаворит», до сих пор поставляются в некоторые армии мира и в целом даже могут вести успешную борьбу с истребителями четвертого поколения. Пятое поколения вряд ли будет им по зубам из-за широких возможностей радиолокационной борьбы этих самолетов



Путь поступления комплексов С-400 ”Триумф” на вооружение начался в 2007 году. Комплекс разрабатывался как средство борьбы с существующими и перспективными средствами воздушного нападения вероятного противника. Эти комплексы тоже поступают на вооружение разных стран мира, но имеют более внушительные характеристики.

Например, С-400 может работать одновременно с 80 целями, выпуская на каждую из них по две ракеты (итого 160 ракет). При этом, обнаружение цели возможно на высотах от 5 метров до 30 000 метров, а радиус поражения составляет 400 километров. Обнаружение целей при этом возможно на расстоянии до 600 км. Таким образом, система может работать с крылатыми ракетами, самолетами и вертолетами на большом расстоянии. А гиперзвуковые ракеты, скорость которых в несколько раз превышает скорость звука, в считанные минуты могут долететь до цели и уничтожить объект.


Одним из основных отличий от устаревших модификаций комплексов С-300 является именно более внушительные тактико-технические характеристики. С-300 могли работать максимум с 36 целями (по две ракеты на цель), дальностью поражения составляла не более 195 км (для модифицированных версий около 250 км), высота работы была меньше и часто требовалось подкрепление в виде отдельных радиолокационных комплексов.

Кроме этого С-300 обладали меньшей универсальностью и даже имели отдельные модификации, которые лучше справляются с самолетами или ракетами

ПОДРОБНЕЕ

С-300. В небе чисто! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
ГЛАВНЫЙ МОДЕРАТОРЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО ФОРУМОМ «ВЕТЕРАН ПВО»




Сообщение: 3203
Зарегистрирован: 23.05.09
Откуда: Россия, Ступино
Репутация: 26
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.20 15:35. Заголовок: volhovm6 пишет: как..


volhovm6 пишет:

 цитата:
как это начиналось





С-300. В небе чисто! Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
ГЛАВНЫЙ МОДЕРАТОРЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО ФОРУМОМ «ВЕТЕРАН ПВО»




Сообщение: 3480
Зарегистрирован: 23.05.09
Откуда: Россия, Ступино
Репутация: 29
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.21 17:16. Заголовок: Репортаж из музея войск ПВО




С-300. В небе чисто! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
СТАРШИЙ МОДЕРАТОР ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ ФОРУМА «ВЕТЕРАН ПВО»




Сообщение: 1556
Зарегистрирован: 01.03.09
Откуда: РФ, Дмитров
Репутация: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.22 06:37. Заголовок: После принятия на во..


После принятия на вооружение комплекса С-300ПТ для него была спроектирована типовая позиция. Первые дивизионы С-300ПТ стали поступать в основном на вооружение 1 Армии ПВО в Подмосковье. В начале 80-х годов началось перевооружение полков внешнего кольца. Боевые позиции нового комплекса строились на дивизионах С-25 на месте одного из взводов и включали в себя капонир для размещения кабин управления, обвалованные площадки для пусковых установок и дизельных электростанций, подземное хранилище диз.топлива, открытые площадки для размещения вышек с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) и низковысотного обнаружителя (НВО). Площадки выкладывались бетонными плитами. Строительство осуществлялось по типовому проекту, но велось, как правило, хоз.способом силами самих военнослужащих. Дуги для возведения капониров и ж-б плиты поступали с комбинатов железобетонных изделий.


Аэрофотосъёмка боевых позиций дивизиона С-300ПТ одного из подмосковных полков на месте взвода С-25.

В конце 80-х годов на С-300ПТ стали перевооружать полки внутреннего кольца. При этом новые комплексы не всегда размещались на старых позициях, для новой техники выбирали более удачное место с точки зрения борьбы с низколетящими целями и других характеристик. Планировка боевых позиций при этом была точно такая же, только была добавлена жилая зона – казарма и котельная, так как дивизион находился далеко от жилого городка полка.


Аэрофотосъёмка боевых позиций дивизиона С-300ПТ одного из полков внутреннего кольца. На снимке справа вверху видно жилую зону.


Вид этих же позиций с земли. Слева – антенна НВО, справа – РПН.

Во второй половине 80-х годов на вооружение стал поступать зенитный ракетный комплекс С-300ПС. Концепция его применения не предполагала наличия постоянных боевых позиций. Наоборот, его главное достоинство заключалось в мобильности. Но в мирное время он должен был где-то постоянно базироваться. Для дивизионов С-300ПС также стали оборудовать позиции на территории дивизионов С-25. Позиции включали в себя обвалованный ангар для боевой техники, снабжённый средствами грозозащиты; рем.зону из нескольких металлических ангаров; подземное хранилище диз.топлива с заправочной станцией; пункт технического обслуживания и ремонта – капитальное здание из кирпича и железобетона, размеры которого позволяли загнать внутрь пусковую установку и поднять вертикально пакет с ракетами, мощная система вентиляции делала возможным проверять работу дизеля.
К концу 90-х годов в Российской армии комплекс С-300ПТ был снят с вооружения, а комплексы С-300ПС были модернизированы. Структура 1-й Армии ПВО, переименованной в Командование СпецНазначения, тоже изменилась. Полки внешнего кольца были расформированы, а на позициях С-300ПТ первого кольца были размещены модернизированные самоходные комплексы. Радиолокаторы были подняты на вышки. Позиции считались дежурными, то есть в случае боевых действий боевая техника с них выводилась. Это концепция сохранилась и при перевооружении на С-400. Позиции С-300ПТ и С-300ПС полков внешнего кольца были заброшены.
В 80-е годы на С-300ПТ перевооружались полки по всему Советскому Союзу. До этого на их вооружении был ЗРК С-75. Новый комплекс размещали на боевых позициях С-75 с минимальными переделками. В центре позиций вместо антенного поста С-75 строили капонир, а в обваловках от пусковых установок размещали пусковые установки С-300.


Спутниковая съёмка боевых позиций дивизиона С-300 под Северодвинском. Этот полк в 1981 году официально первым в стране получил на вооружение С-300ПТ


Спутниковая съёмка бывших боевых позиций С-300 под Новосибирском. Хорошо заметно, что они переделаны из позиций С-75.

Но так было не везде. Например, позиции С-300 на Украине и в Белоруссии выглядят по-другому.


Спутниковый снимок позиций С-300 (С-400) под Минском (Микуличи). Хорошо видно, что планировка позиций точно такая же, как и под Москвой.


Спутниковый снимок позиций С-300 под Киевом (Даниловка).


2021 год. Позиции дивизиона С-300 Киевской зенитной ракетной бригады.


Март 2022 год. Позиции дивизиона С-300 ВСУ.

Картинки кликабельны.

Леонов Дмитрий Николаевич Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
ВОЕНКОР РОТЫ




Сообщение: 80
Зарегистрирован: 19.05.21
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.22 09:52. Заголовок: Леонов Д.Н. Спасибо,..


Леонов Д.Н.
Спасибо, интересная информация, и главное - с примерами

Да, я уже говорил о том, что изучив позиции на двух кольцах, пришел к выводу, что позиции на внутреннем кольце спланированы уже немного по-другому. Тоже все типовое, но изменилась сама планировка основных укрытий, на территории появились еще дополнительные укрытия. А в наши дни часто там же возводят модульный жилой городок (казарму). Поэтому тут надо смотреть, в какие года начали оборудовать внутреннее кольцо. Потому что более ранние позиции на внешнем кольце строились по другому проекту.

К слову, на одном из снимков позиции С-300 в Поварово (Хатка), это как раз те позиции, которые где-то в середине 2000-х были покинуты, и в Сети есть много фото оттуда. Если интересно, фото выложу. Нынче там идет большое строительство комплекса по переработке и размещению ТБО.



 цитата:
Для дивизионов С-300ПС также стали оборудовать позиции на территории дивизионов С-25. Позиции включали в себя обвалованный ангар для боевой техники, снабжённый средствами грозозащиты


Вот фото нашел. Типа такого, как я понимаю. В большинстве своем, на бывших позициях эти ангары разрушены.



Новоселов Сергей Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
СТАРШИЙ МОДЕРАТОР ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ ФОРУМА «ВЕТЕРАН ПВО»




Сообщение: 1557
Зарегистрирован: 01.03.09
Откуда: РФ, Дмитров
Репутация: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.22 10:21. Заголовок: Сергей Н Да, в моём ..


Сергей Н
Да, в моём предыдущем посте первый снимок - это позиции в Поварово, где-то начало 2000-х.
На вашем снимке - ангар С-300ПС. Там капитального - только три поперечные кирпичные стены, но обычно и их разбирают на кирпичи. Над ангаром натянут трос грозозащиты. А вот здание ПТОРа в Княжево сохранилось. Ёмкости с топливом там были на территории 1-го взвода.

Леонов Дмитрий Николаевич Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
ВОЕНКОР РОТЫ




Сообщение: 81
Зарегистрирован: 19.05.21
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.22 10:32. Заголовок: Леонов Д.Н. На вашем..


Леонов Д.Н.

 цитата:
На вашем снимке - ангар С-300ПС. Там капитального - только три поперечные кирпичные стены, но обычно и их разбирают на кирпичи. Над ангаром натянут трос грозозащиты. А вот здание ПТОРа в Княжево сохранилось. Ёмкости с топливом там были на территории 1-го взвода.


Про Княжево я уже знаю. От ангара С-300ПС там только обваловка и сохранилась, и что интересно - столбы грозозащиты. Там как раз ПТОР - это немногое, что еще сохранилось. Чуть в стороне от него - фундаменты нескольких ангаров для техники. На территории 1 взвода (в лесочке) так же остатки некоего здания, кажется, котельной, а на полянке - полузаглубленная дизельная, и рядом с ней все перекопано. Найду спутниковый снимок 2010 года - там расположение на местности еще просматривается.

Новоселов Сергей Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
СТАРШИЙ МОДЕРАТОР ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ ФОРУМА «ВЕТЕРАН ПВО»




Сообщение: 1558
Зарегистрирован: 01.03.09
Откуда: РФ, Дмитров
Репутация: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.22 11:04. Заголовок: Сергей Н Вот снимок ..


Сергей Н
Вот снимок позиций ПСов 2000-го года:


Уже в 2008-м всё выглядело гораздо более грустно:


Леонов Дмитрий Николаевич Спасибо: 3 
ПрофильЦитата Ответить
ВОЕНКОР РОТЫ




Сообщение: 82
Зарегистрирован: 19.05.21
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.22 11:23. Заголовок: Леонов Д.Н. Вот сним..


Леонов Д.Н.

 цитата:
Вот снимок позиций ПСов 2000-го года


Вот спасибо огромное! Ждал именно этот ракурс Все отлично и наглядно видно.

Большинство ангаров были, видимо, металлическими - вот их в первую очередь и срезали...

P.S. А по ПТ можно фрагмент 2000 г. в таком же хорошем качестве?

Новоселов Сергей Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
СТАРШИЙ МОДЕРАТОР ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ ФОРУМА «ВЕТЕРАН ПВО»




Сообщение: 1559
Зарегистрирован: 01.03.09
Откуда: РФ, Дмитров
Репутация: 29
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.05.22 12:13. Заголовок: Сергей Н Княжево, С-..


Сергей Н
Княжево, С-300ПТ, 2000-й год:


Леонов Дмитрий Николаевич Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФКОМА КОРПУСА «ВЕТЕРАН ПВО»




Сообщение: 733
Зарегистрирован: 04.03.10
Откуда: Россия, Тульская обл.г.Алексин
Репутация: 10
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.22 20:47. Заголовок: https://zen.yandex.r..


https://zen.yandex.ru/video/watch/62c11282d836fd16065d4137[/b]

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
ПРЕМОДЕРАТОР ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРОФКОМА АРМИИ ВЕТЕРАН ФОРУМА




Сообщение: 1278
Зарегистрирован: 21.03.09
Откуда: Россия, Тула
Репутация: 14
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.22 11:26. Заголовок: Вова, с твоего разрешения.

https://gallerr.ru/wp-content/uploads/2015/01/Герб-Тулы.png Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
ГЛАВНЫЙ МОДЕРАТОРЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДУЮЩЕГО ФОРУМОМ «ВЕТЕРАН ПВО»




Сообщение: 3640
Зарегистрирован: 23.05.09
Откуда: Россия, Ступино
Репутация: 30
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.09.22 10:38. Заголовок: Боевая работа С300В




С-300. В небе чисто! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Член ОРГКОМИТЕТА ПРЕСС-Секретарь КОРПУСА ВЕТЕРАН ПВО




Сообщение: 390
Настроение: бодрое
Зарегистрирован: 31.01.16
Откуда: Россия, Долгопрудный
Репутация: 15
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.10.22 20:38. Заголовок: Российские ПВО побил..


Российские ПВО побили рекорд дальности по поражению воздушной цели в бою, сбив пару украинских самолетов на дальности более 200 км после удара по Белгороду. Об этом пишет американское издание Military Watch.

По данным журнала, пара украинских боевых самолетов атаковала российский город Белгород, выйдя к границе с Россией на предельно малой высоте, после чего набрали высоту, отстрелялись по цели и снова уйдя к земле, направились к аэродрому. Однако ни истребитель Су-27, ни фронтовой бомбардировщик Су-24 до него не долетели, получив по ракете в двигатели. Оба самолета были сбиты над Полтавской областью. Как утверждается, по ним отработала российская зенитная система С-300В4.

По данным американцев, комплекс поразил украинские самолеты на дальности 217 км, тем самым побив предыдущий "рекорд", поставленный российской системой С-400 в марте этого года, когда над Киевом был сбит украинский истребитель Су-27 на дальности 150 км. Как пишет журнал, несмотря на свою маневренность истребитель уйти от ракеты не смог.

Зенитный ракетный комплекс С-300В4 производства АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" создан специально для Сухопутных войск и предназначен для защиты войск при оборонительных и наступательных операциях, противовоздушной обороны войсковых объектов. На вооружении комплекса стоят три типа зенитных ракет, включая 40N6, которая имеет дальность почти 400 км. При борьбе с баллистическими целями С-300В4 способна поражать 16 ракет, летящих со скоростями до 4500 м/сек. Является единственной в мире системой ПРО - ПВО, способной эффективно бороться с баллистическими ракетами с дальностью пуска до 2500 км. Это четвертый вариант модернизации войсковой ЗРС С-300В.

В 2020 году Минобороны завершило испытания ЗРС С-300В4 с новой ракетой, специально созданной для этой системы. Зенитный комплекс подтвердил способность поражать все цели, включая оперативно-тактические и гиперзвуковые.

Солдат - всегда солдат Спасибо: 4 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 55 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 586
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет



Армейские праздники Праздники России www.copyright.ru © Н.Н.Карпешин 2008-2022/N.N.Karpeshin 2008-2022