в/ч 23246, д. Дорохово Позывной «Скрипка»
611-й истребительный авиационный полк начал формироваться 23 октября 1952 года на
территории Калининской области (д. Дорохово, Бежецкий район). Командиром вновь фор-
мирующегося полка был назначен участник Великой Отечественной войны подполковник
Зырянов
Евгений Александрович, заместителем командира полка - майор
Лященко Григорий Никитович,
начальником штаба полка - гвардии подполковник
Борзинский Константин Ефимович. Полк вошел
в состав истребительной авиационной Кенигсбергской ордена Кутузова дивизии ПВО.
Наряду с формированием полка проводится формирование и частей обеспечения. Так, 21
июля 1952 года осуществляется формирование отдельного авиационно-технического батальона,
командиром которого был назначен майор
Пугачев Ф.И.
Формирование полка и батальона полностью было закончено к апрелю 1953 года. В декабре
1953 года был сформирован отдельный дивизион радиосветообеспечения, переименованный
впоследствии в отдельный дивизион радионавигации и посадки самолетов (ОДРПС).
Личный состав полка и частей обеспечения формировался за счет истребительных
авиационных полков Войск ПВО страны и Липецких высших офицерских летно-тактических
курсов.
Подавляющее большинство командного состава были участниками
Великой
Отечественной войны уже прошедших суровую школу боевых действий.
Так, например, командир полка
Зырянов Е. А. за свой ратный подвиг был удостоен ордена Ленина, дважды награжден
орденом Красной Звезды, орденом Красного Знамени и многими боевыми медалями; начальник
штаба полка
Борзинский К. Е. дважды награжден орденом Красной Звезды. В этом же полку в
должности штурмана проходил службу и Герой Советского Союза
Штрякин М.И. Боевых наград в
годы войны были удостоены ветераны полка: подполковник
Дзюба В. Д., подполковник
Иванов
И.П., подполковник
Кузькин В.Г., майор
Мироненко И.А., майор
Кладов В.А. и многие другие.
7 апреля 1953 года для личного состава 611-го истребительного авиационного полка
стал незабываемым - именно в этот день генерал авиации
Покрышкин А.И. вручил полку
Боевое Знамя.
С 1955 года полк начал переучивание на новую боевую авиационную технику - самолеты
ЯК-25. Перед авиаторами стояла сложная задача: надо было не только переучиваться на новую
боевую технику, но и взять от нее все, на что она способна, подготовиться к боевым действиям
днем и ночью с передачей управления на соседний КП и посадкой на других аэродромах. С
поставленной задачей личный состав полка успешно справился.
В 1955 - 1958 годах личный состав полка выполняет важную правительственную задачу -
участвует в воздушном параде в столице нашей Родины г. Москве. В это же время полк
подвергается инспекторской проверке командующим войсками Московского округа ПВО и
получает хорошую оценку своего ратного труда.
В напряженных буднях воинов противовоздушной обороны была и есть своя героика, свой,
пусть неброский, подвиг. Когда наступали решающие мгновения, они, как и подобает воинам,
проявляли мужество и отвагу, бойцовский характер, высокое летное мастерство и хладнокровие.
В ходе тактического учения зимней ночью 1962 года на перехват «противника» был поднят
в воздух летчик первого класса
Анчеев И.Н. Набрав заданную высоту, он по команде с земли точно
вышел на цель и, несмотря на то, что «противник» маневрировал по курсу и высоте, применял
активные помехи, решительно атаковал его. Через несколько минут резко усложнилась
метеорологическая обстановка - ударил снежный заряд. Аэродром был уже близко, но ни огней, ни
прожекторов Анчеев не видел. Получив разрешение на второй круг, летчик снова попробовал
зайти на посадку, но тщетно, так как аэродром был уже закрыт плотной пеленой снега. В кабине
вспыхнула лампочка - топлива в баках оставалось совсем мало. Руководитель полетами приказал
отвернуть самолет в сторону от населенного пункта и катапультироваться. В этой наисложнейшей
ситуации летчик Анчеев сумел собраться, точно произвести расчет и, пилотируя самолет по
приборам, мастерски посадить его на своем аэродроме. За проявленное мужество и хладнокровие
командующий войсками Московского округа ПВО наградил Анчеева И.Н. ценным подарком.
Примерно в такой же ситуации оказался и летчик
Горожанкин В. С., из которой он также вышел с
честью. В июне месяце 1965 года командир авиационного звена капитан Горожанкин В.С.
выполнял полетное задание. После взлета на высоте 600 метров произошла остановка двигателя.
Горожанкин доложил об этом руководителю полетов, который дал команду на катапультирование.
Летчик мог и имел полное моральное право выполнить эту команду немедленно, но в это время он
увидел идущий пассажирский поезд, вблизи следования, которого мог бы упасть покинутый им
самолет. Проявив выдержку и самообладание, Горожанкин В.С. перетянул уже непослушную
боевую машину через железнодорожное полотно и только тогда катапультировался. Приказом
командующего войсками Московского округа ПВО Горожанкин В. С. за проявленное мужество и
решительные действия был награжден именными часами «Полет».
С 15 октября 1966 года летный состав полка приступил к теоретическому переучиванию и
практическому освоению самолета Су-15. В период переучивания весь личный состав показал
образец добросовестного отношения к исполнению своего воинского долга. Особенно отличился
капитан
Назаренко Р. И., у которого при заходе на посадку на высоте 350 метров остановились оба
двигателя и только благодаря умению, хладнокровию и выдержке он благополучно ката-
пультировался и таким образом первым практически испытал работу системы средств спасения.
За успехи в боевой подготовке, освоение новой боевой техники подполковник
Рябов А.Н.
был награжден орденом Красной Звезды, старшина
Прокопенко К.К. - медалью «За боевые
заслуги», а капитан
Зеренко В.И. за успешное освоение и добросовестное отношение к проведению
испытаний самолета Су-15 был награжден специальным призом главного конструктора. Уже в
1971 году капитан
Зеренко В.И. и старший лейтенант
Сатин были награждены Указом Президиума
Верховного Совета СССР орденами Красной Звезды.
В 1992 году личный состав полка переучился на новый тип самолетов Су-27 и принял на
вооружение первые 12 боевых машин.
В связи с переучиванием 611-го истребительного авиационного полка на новую
авиационную технику изменилась жизнь всего военного авиационного городка Дорохово. В ноябре
1992 года в гарнизон прибыло 57 семей военнослужащих одним эшелоном из расформированного
авиационного городка Войноды в Латвии. 4 летчика, 57 техников были зачислены в штат 611-го
истребительного авиационного полка. Личный состав прибывал в полк и из районов Средней Азии.
Увеличилась штатная укомплектованность полка. Изменилась и боевая задача. За 8 месяцев
личный состав полка должен был теоретически и практически переучиться на новый вид
авиационной техники. Стояла также задача по подготовке летчиков к проведению боевых стрельб
и заступлению на боевое дежурство в составе дежурных сил Московского округа ПВО.
Много сил и энергии вложил командир полка полковник
Сабель С.Г. в организацию
учебного процесса по переучиванию подчиненных. Активное участие в освоении новой боевой
техники принимали заместитель командира полка подполковник
Борисенко А.С. и заместитель
командира полка - начальник штаба полка Меткалов Г.Н., заместитель командира по летной
подготовке подполковник
Рашитов Р.Г., заместитель командира полка по ИАС подполковник
Гурский П.П. Среди летного состава одними из первых переучились на новый вид авиационной техники
подполковник
Рашитов Р.Г., Тихонов С.А., майоры Дорофеев В.Ю., Рыжук В.В., Третьяков В.П.,
капитан Чистяков И.В. В июле 1993 года личный состав полка выполнил боевые стрельбы на полигоне Астрахань.
Среди летного состава отличились подполковники
Рашитов Р.Г., Синицын А.Н., капитаны
Панченко И.В., Чистяков А.Ю., старшие лейтенанты
Зверев А.А. и Юрчик А.А. Уровень подготовки летного состава полка позволил ему заступить на боевое дежурство со
2 августа 1993 года. Ритуал заступления на боевое дежурство, по установившейся традиции,
проходил в торжественной обстановке с выносом Боевого Знамени части. Руководил этим
торжеством лично командир полка полковник
Родионов В.А. Честь заступить первыми на боевое
дежурство заслужили майор
Шебанин С.М., капитаны
Беспалько А.В., Козлов А.А. и Фунтиков
Рос боевой потенциал летного и инженерно-технического состава полка, что во многом
способствовало тому, что в августе 1977 года на государственном полигоне «Ашулук» личный
состав полка получил оценку «отлично». На первом этапе летно-тактического учения с боевой
стрельбой стояла задача по проверке работы расчета КП при одновременном наведении
истребителей 9 на 9, на втором этапе 16 самолетов было перегнано воздушным эшелоном на
аэродром «Моршанск» и там своевременно заступили на боевое дежурство. Во время боевых
стрельб летным составом полка в сложной обстановке были сбиты все контрольные цели. Особен-
но отличились при выполнении боевых стрельб летчики
Шебанин С.М., Стерхов С.А., Керимов
Э.Ш., Дорофеев В.Ю. и Оганезов М.А. Полным боевым расчетом командного пункта в сложной
обстановке боевой стрельбы руководили командир полка полковник
Алексеев В.А., начальник
штаба подполковник
Жуков С.А.
_______________________________________________________________________________________________
© 2014 Группа «3 к ПВО - в/ч 40890 - Ярославский корпус (дивизия) ПВО» в Одноклассниках. Админ Чалый А.А.
Фото А Чалого. 2012 год. Г.Ивашкевич.