Для получения прав Участника нажмите на ссылку Вход-регистрация. Введите имя и пароль 5-6 знаков. Отметьте галочкой « я -новый участник». Нажмите «ОК». Дальнейшие указания Вы найдете в личном сообщении? кликнув на мигающий конвертик или открыть ссылку Л.С в шапке форума.
Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Репутация:
0
Отправлено: 22.01.12 18:15. Заголовок: Уточнение по катастр..
Уточнение по катастрофам в 472 ИАП ПВО базировавшемся в Орле. 08. 10. 1971 года произошла катастрофа самолета МиГ-19п пилотируемого летчиком к-ном Нечаевым И. И. Ночь. Сму.
ищу сослуживцев в/ч 32914 АТР г. Курск с 1979-1981 Кувычкин Валерий, Пустовалов Сергей, Уткин Александр, Куликов Евгений,Федоров Евгений ребята отзовитесь.
Отправлено: 15.07.12 08:49. Заголовок: Директор пишет: Аэр..
цитата:
Аэродром «Kypск—Восточный» относился к аэро¬дромам т. н. «совместного базирования». С одной стороны от ВПП расположен городской аэропорт, а противо¬положная сторона летного поля отдана военным. В обваловках стояли самые разнообразные МиГ—23П — готовые к полетам и полуразобранные, свежевыкрашенные и совершенно выгоревшие на солнце, с подвешенными ПТБ (это те, которые только что прибыли из Бобровки) и без них. Необычайное разнообразие царит и в камуфляжах и бортовых номерах, вcё это результат того, что 472—й иап стал последним мес¬том службы для самолетов четырех полков: 28—го гв. иап,191—го, 415—го и 683—го иап, не считан машин, изначально принадлежавших 472—му полку.
Вот и 14-й гвардейский Ленинградский истребительный авиаполк, Халино (Курск-Восточный). Истребители МиГ-29. Командир гвардии полковник Олег Лашкевич. Это соответствует действительности?
Отправлено: 29.07.12 18:38. Заголовок: Войсковая часть 23326 (г.Бутурлиновка) - Авиакомендатура 7000 -ой гв. базы 1-го разряда
Авиационная комендатура 7000 авиационной базы в/ч 23326 г. Бутурлиновка
7000 ГВАРДЕЙСКАЯ АВИАЦИОННАЯ БОРИСОВСКО-ПОМЕРАНСКАЯ ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЕННАЯ ОРДЕНА СУВОРОВА БАЗА (1 РАЗРЯДА) С 2009- 24 Су-24м, 4 Ан-30, 1 Ми-8, 2 Су-34. 2009: "Эскадрилья МиГ-25, которая перебазировалась, это восемь самолетов, два МиГ-25 - учебных, у которых полностью отсутствует летный ресурс. Ресурс шести МиГ-25 выработан на 90%. На сегодняшний день девять МиГ-25, оставшихся на аэродроме «Шаталово», брошены на произвол на судьбы. Перегонка самолетов СУ-24, МиГ-25 с аэродрома «Шаталово» на Воронеж производилась следующим образом. Перегоняется самолет, снимаются двигатели, двигатели перевозятся военным транспортом на «Шаталово», устанавливаются на самолеты, делается облет и перегоняются. 2010 2 эск Су-24м, 1 эск Су-24МР, 6 Миг-25РБ, ао Ан-30, + 12 Су-27 (2011).
Два года личный состав авиационной группы «Курск» находился вдали от дома. В связи с ремонтом взлетно-посадочной полосы на аэродроме «Курск-Восточный» летный и инженерно-технический состав авиационной группы был вынужден дислоцироваться на аэродроме «Бутурлиновка» в Воронежской области. За это время боевая группа провела 275 летных смен с общим налетом около 4800 часов, выполнила боевые стрельбы, приняла активное участие в межвидовых учениях Западного военного округа в Заполярье. И вот, наконец, настал момент, когда аэродром готов к работе и можно вернуться туда, где ждут родные и друзья. Встречать возвращающихся в родные пенаты летчиков отправился и корреспондент ИА KURSKCiTY. Вот и вернулись домой!
Первым на новую взлетную полосу приземлился командир авиационной группы гвардии полковник Руслан Купчин. Вслед за командиром в течение получаса на аэродроме прибыли еще 10 истребителей МиГ - 29 СМТ. Из Бутурлиновки истребители четвертого поколения прилетали парами и приземлялись на курском аэродроме с разницей в 2-3 минуты. Руслан Купчин лично встречал каждого прибывшего летчика, и все они как один заверяли, что садиться на полосу одно удовольствие.
Приняли авиационную группу, как и полагается, в торжественной обстановке. На митинге, организованном в честь прилета, присутствовал командующий объединением ВВС и ПВО Западного военного округа генерал-майор Игорь Макушев. Он отметил, что военнослужащие находились за 400 км от дома, что немного усложняло выполнение поставленных задач. Однако все они выполнены на оценку не ниже, чем «хорошо».
В 2014 году Министерство обороны планирует провести ремонт и модернизацию аэродрома под Курском. Ранее в «Халино» уже проводился ремонт, в который было инвестировано более 221 миллиона рублей.
В рамках новой реконструкции на аэродроме планируется провести демонтаж существующего искусственного покрытия, замену пескоцементного основания и ремонт водосточно-дренажной системы. Помимо этого, будут реконструированы рулежные и магистрально-рулежные дорожки, а также места стоянки авиатехники, сообщает «Коммерсант».
Так, в настоящее время на аэродроме базируются авиабазы ВВС и ПВО, а также гражданские рейсы авиакомпании «ЮТэйр».
Экипажи МиГ-29СМТ авиачасти Западного военного округа (ЗВО), которая дислоцируется под Курском, уничтожили цели условного противника на одном из специализированных полигонов.
В учениях был задействован весь инженерно-технический и летный состав авиационного полка, не менее 50 раз истребители поднимались в небо, половина вылетов проходила ночью.
Как сообщила пресс-служба ЗВО, летчики выполнили одиночные и групповые взлеты, стреляли неуправляемыми ракетами по наземным целям «врага», уходили от ПВО «противника» и вступали в условный воздушный бой.
Мой муж Гурьев Александр Яковлевич, служил в Московском округе ПВО с 1985 по 1999г. Сначала вКурске в 472 ИАП, командующий округом маршал авиации Константинов. Затем в191 ИАП г.Ефремов, командующий генерал-полковник Царьков. Далее г. Брянск 7-й корпус ПВО командующий генерал-полковник Прудников. потом г. Москва штаб округа .Командующий генерал-полковник Корнуков. Увольнялся отсюда-же в1999г. командующий генерал-полковник Васильев.
Сообщение: 990
Зарегистрирован: 25.03.13
Откуда: Россия, Нижний Новгород
Репутация:
11
Отправлено: 07.12.14 08:39. Заголовок: Наверно так и есть, ..
Наверно так и есть, но главная связь в том, что после передислокации в 1999 году на аэродром Курск, этот полк входил в состав МО ПВО, а переименовали полк потому, что у него регалий было больше чем у нашего полка. Можно, конечно, этот полк завести отдельным файлом, но модератор я думаю разберётся и сделает так, как считает нужным.
Сообщение: 51
Зарегистрирован: 29.09.12
Откуда: Россия, Москва
Репутация:
2
Отправлено: 07.12.14 10:39. Заголовок: Насколько я понял 14..
Насколько я понял 14гв. ИАП это совсем другой полк из состава 16ВА перебазированный в Халино из Жердевки. А 472 эксплуатировавший МИГ-23 расформирован за год до прибытия 14ИАП в Курск
Я служил с 1979 по 1991г. в в\ч 61364. Это 472 иап., в должности начальника связи и РТО (радиотехнического обеспечения) Ком. полка были п - к Коротких Иван Ефимович и п - к Андрейченко Василий Михайлович. Это г. Курск. Аэродром Курск Восточный.
Отправлено: 18.02.15 22:31. Заголовок: Войсковые части 32914(63-й ОБАТО) и 65357(886-й ОБС РТО) г.Курск
Тема открыта в честь 97-й годовщине Советской Армии
63-й отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения (в/ч 32914, г. Курск) и 886-й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (в/ч 65357, г. Курск)
Отправлено: 31.12.15 15:51. Заголовок: История 472—го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны (в/ч 61364) В. Иванов.
«Отшумели песни нашего полка...»
История 472—го истребительного авиационного полка противовоздушной обороны (в/ч 61364) В. Иванов.
472-й истребительный авиационный полк возник в период бурного развития советской ПВО, когда угроза атомного удара НАТОвской авиации по нашей территории представлялась вполне реальной. В этот период некоторые из истребительных частей ВВС были переданы в состав Войск ПВО. Среди них была 15-я гвардейская иад (до 10.08.1944 — 235—я иад), вошедшая в 1947 году в Московский округ ПВО. Командование дивизии располагалось в Орле, и здесь же в начале 1950 года подполковник А. Мурашов приступил к формированию нового полка. Личный состав был набран преимущественно из «родной» дивизии, и 15 мая 1950 года формирование новой части, получившей наименование 472-й истребительный авиационный полк, завершилось, а подполковник Мурашов стал его первым командиром. Полк сразу же вступил в реактивную эру — весной поступили первые Як-17Б. Освоение «Яков» завершилось летом, а 22 июля 1950 года 472-й иап был объявлен полностью боеготовым и приступил к боевому дежурству. Ограниченные возможности Як-17Б в качестве боевого самолета были очевидны, и в декабре того же года полк начал переучивание на МиГ-15 — самый совершенный на тот момент советский истребитель, Через три года уже МиГ-15 не мог претендовать на этот титул, и тогда в Орел поступили первые МиГ-17. В то время, до создания вокруг Москвы оборонительного пояса 3РК, истребительные полки Московского округа ПВО играли существенно более важную роль, и получали новую технику в числе первых. Прошло еще три года, и пришло новое поколение истребителей — теперь уже сверхзвуковых. В 1957 году 1-я эскадрилья приступила к изучению и освоению МиГ-19СВ. На смену пушкам шли ракеты «воздух-воздух», а истребители постепенно приучались действовать днем и ночью, в любых погодных условиях, Полк осваивал новое вооружение, отрабатывал соответствующие боевые приемы и нес повседневную службу по защите столицы с юга. В начале 60-х гг. стараниями технического состава полку удалось завоевать звание безаварийного. Всем известно, что основным поставщиком кадров для отечественной космонавтики была и остается военная авиация. Не остался в стороне и 472-й иап — пилоты сверхзвуковых машин, ежедневно поднимавшиеся в стратосферу, были естественными кандидатами в отряд космонавтов. В разное время трое из летчиков полка, пройдя жесткий отбор, попали в число претендентов на самую престижную профессию. Впрочем, совершить заатмосферный полет никому из них так и не довелось. Из примечательных событий, нарушавших рутину повседневной службы, можно отметить участие в крупномасштабных учениях «Днепр» и 1967 году. В это же время, помимо полготовки самолетов к учениям и боевому дежурству, технический состав был занят подготовкой матчасти для отправки во Вьетнам и на Ближний Восток. Быть может, когда-нибудь историки обнаружат, что одни из самолетов с американскими звездами или со «Звездами Давида», завершил полет после встречи с МиГ-19 из 472-го иап. Несмотря на то, что «девятнадцатые» ранних модификации, принадлежавшие полку, отправились за границу, их не сменили новые машины. Почти все (иап ВВС и ПВО страны) уже регулярно летали за два звука на МиГ-21, Су-9 и Су-11, вовсю шло освоение Су-15. В это время (1971 г.) боевой состав 472-го иап выглядел весьма архаично: 1-я и 2-я эскадрильи летали на всепогодных МиГ-19ПМ, а 3-я, где служили летчики, пришедшие из ДОСААФ, продолжала эксплуатировать уже совсем престарелые МиГ-17Ф. Из работ, опубликованных в последнее время и посвященных МиГ-19, лишь одна (Авиация и Время, 5/95) вкратце упоминает о завершающих днях его службы: «...К 1971 г. последние из них, сохранившиеся в ПВО, были заменены на МиГ-25 и Су-15». Теперь это утверждение можно значительно скорректировать: МиГ-19 продолжали оставаться на вооружении Истребительной авиации Войск ПВО гораздо дольше! И последним оказался как раз 472-й иап — шли годы, кое где уже перешли на «трехмаховый» МиГ-25, некоторые полки успели поменять не одну модификацию МиГ-23, а с орловского аэродрома продолжали взлетать тупоносые «девятнадцатые» — символ авиации 50-х. И относились к ним вполне серьезно — и 1976 и 1977 годах полк участвовал в боевых стрельбах на полигоне Сары-Шаган, а еще годом позже — в Ашулуке. 1979 год стал едва ли не самым богатым на события для 472-го иап. Началось переучивание на новую технику — на смену МиГ-19, на которых за 20 лет отлетало не одно поколение пилотов, пришли МиГ-23П. Кроме того, полк покидал обжитые места, командование приняло решение передислоцировать его дальше на юг.
С 4 октября 1979 года местом базирования 472-го иап стал Курск. Переучивание еще не завершилось, и на новом месте МиГ-23 все еще соседствовали с «девятнадцатыми». Старые «МиГи» продолжали летать даже весной 1980 года. Это, видимо, и были последние вылеты строевых МиГ-19. После этого еще долгое время их можно было видеть стоящими на окраине летного поля в качестве ложных целей. Боевую учебу в то время приходилось сочетать с большими работами по обустройству новой базы, строились КП и канониры, защищенные склады вооружения и сооружения ТЭЧ, ведь военные самолеты базировались здесь лишь во время войны... Освоение «двадцать третьих» завершилось летом, и 15 сентября 1980 года полк заступил на боевое дежурство в готовности № 3 днем, а спустя два месяца перешел на круглосуточное дежурство. Уже в следующем году стрельбы на полигоне Сары-Шаган (во время проведении учений «Десна-81») подтвердили, что МиГ-23 успел стать «родным» и для летчиков и для инженерно-технического состава полка — итоговая оценка оказалась отличной. 80-е годы начались под знаком вес усиливающегося противостояния с «вероятным противником», кульминацией которого стал перехват корейского «Боинга». Прошло пять лет, и эта демонстрация мощи Советской ПВО оказалась в тени невероятного эпизода с «Цесной» Руста. Су-27 и МиГ-31, поступавшие в Истребительную авиацию ПВО, попадали преимущественно на Север и Дальним Восток, Полки Московского округа ПВО, относившиеся, в общем—то, ко второй линии, продолжали летать на МиГ-23 и Су-15. По мере ухода наших войск из Восточной Европы положение стало понемногу меняться — рубежи перехвата довольно быстро приближались к центру европейской части СССР. Наконец, последний шаг был сделан и памятном 1991 году — Украина провозгласила независимость, и 472-й иап стал приграничным. В 1992 году на Вооруженные силы России обрушилось массированное сокращение, которое продолжилось, хотя и менее интенсивно, и в последующие годы. Пояс истребительных полков, прикрывавший Москву начал редеть на глазах. Если до того соседями курского полка были 191-й иап (Тульская область) и 146-й иап (Васильков, к югу от Киева), то с 1992 года ближайшим на левом фланге стал полк МиГ-31 в Ростове на Дону, а через два года сменился и правый сосед — к северу от Курска ничего не осталось вплоть до Бежецка (Тверская обл.). Именно 1994 год стал переломным для МиГ-23 Московского округа ПВО, кроме упоминавшегося 191-го иап (Ефремов), расформировали 28-й гвардейский иап (Андреаполь, Тверская обл.) и 415-й иап (Туношна, Ярославль). Все они были оснащены МиГ-23П, и боеспособные самолеты передали не только на базы хранения, но и поделили между 472-м иап и 638-м иап (Бобровка, район Самары). Это сокращение происходило в период некоторого усиления российской системы ПВО, связанного с напряженностью на Северном Кавказе. Хотя российские ВВС покинули базы в Грузии и Армении, события конца 1991 года заставили не только усилить авиационную группировку на аэродромах юга России, но и воспользоваться соглашением с Арменией, предусматривавшим базирование российской авиации на ее территории. 472-й иап выделил 4 самолета, которые с 17 декабря приступили к боевому дежурству на аэродроме Эребуни (Ереван). Смены летного и технического состава периодически менялись. В 1993 году на дежурство заступила уже постоянная 420 авиагруппа (также созданная на базе 472-го иап и оснащенная МиГ-2ЗП), на которую легла ответственность по обеспечению воздушного прикрытия Группы российских войск в Закавказье. К лету 1997 года стало ясно, что и в Бобровке «двадцать третьи» доживают последние дни. В течение июля пары и звенья истребителей с подвешенными баками взлетали из Бобровки и приземлялись уже в Курске. В августе 1997 года 683-й иап был официально расформирован и 472-й иап стал последним полком в европейской части России, вооруженным МиГ-23П. Аэродром «Kypск - Восточный» относился к аэродромам т. н. «совместного базирования». С одной стороны от ВПП расположен городской аэропорт, а противоположная сторона летного поля отдана военным. В обваловках стояли самые разнообразные МиГ-23П. Готовые к полетам и полуразобранные, свежевыкрашенные и совершенно выгоревшие на солнце, с подвешенными ПТБ (это те, которые только что прибыли из Бобровки) и без них. Необычайное разнообразие царит и в камуфляжах и бортовых номерах, вcё это результат того, что 472-й иап стал последним местом службы для самолетов четырех полков: 28-го гв. иап, 191-го, 415-го и 683-го иап, не считая машин, изначально принадлежавших 472-му полку. Тогда было время парадоксов, и жизнь курского полка — едва ли не лучшее тому подтверждение. Казалось бы, военная авиация переживала худшие времена, и, например, соседи с «аэрофлотовской» стороны должны были летать существенно чаще. Действительность выглядела ровно наоборот — из солидного парка Ан-24 и Ан-2, принадлежащих Курскому авиаотряду, в летном состоянии находились лишь несколько штук, и один из них выполнял 1 (один) рейс в неделю. С другой же стороны аэродрома жизнь если не кипит, то, по крайней мере, не умирает — поставки ГСМ в то время относительно наладились, и два летных дня в неделю — не редкость. За такой день летчики полка совершали до сотни самолетовылетов, что позволяло не только поддержать какой-то налет для опытных пилотов, но и «обкатывать» молодежь (некоторые лейтенанты, закончив учиилище, ждут самостоятельного вылета по два-три года). Курские истребители, кстати, летали чаще, чем их коллеги, имеющие новую технику, Су-27 и МиГ-31, да и количество боеготовых машин было существенно выше. Причины просты — полная заправка «двадцать третьего» куда меньше, чем у тяжелых 2-х моторных «Су» или «МиГов», но главное — в 472-м иап совершенно отсутствовала проблема запчастей и комплектующих. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что полк имел почти двойной комплект машин по сравнению с положенным по штату. «В жизни» это означает, что если на каком-то самолете что-то выходит из строя, то в большинстве случаев техник находит эту деталь или агрегат на другой машине (вылетавшей ресурс или уже «распотрошенной»). Неприхотливость МиГ-23 и тот факт, что машина давно и хорошо освоена персоналом, также играла немаловажную роль. Полк Су-27 из Бежецка время от времени выполнял роль «противника» для курских «МиГов». Интересно отметить, что новые истребители не всегда выходили победителями в этих поединках. Процесс сокращения не обошел и Курский полк. 01 мая 1998 года 472-й истребительный авиационный полк был расформирован.
472—й ИАП ПВО в/ч 61364 -аэродром «Восточный» сегодня
19.05.1999 на аэродром «Курск—Восточный» был перебазирован 14—й истребительный авиационный Ленинградский Краснознамённый ордена Суворова III степени (имени А.А. Жданова) полк (в/ч 55711) ВВС, который базируется на аэродроме до настоящего времени. 472—й истребительный авиационный полк противовоздушной обороны (в/ч 61364) был сформирован 15 мая 1950 года в городе Орёл. Перебазирован на аэродром «Восточный» (п. Халино) в октябре 1979 года . С 1979 года и вплоть до расформирования, полк имел на вооружении истребители—перехватчики МиГ—23П. На аэродроме «Курск—Восточный», в бытность на нём 472—го иап, также дислоцировались 63—й отдельный батальон аэродромно—технического обеспечения (в/ч 32914) и 886—й отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (в/ч 65357). В 1992 голу на Вооруженные силы России обрушилось массированное сокращение, которое продолжилось, хотя и менее интенсивно, и в последующие годы... ВВС и авиация ПВО Кубы являются наиболее боеспособными в Латинской Америке. Основу парка кубинской фронтовой авиа-ции составляют истребители МиГ-21 (девять эскадрилий) и МиГ-23БН, а главной силой ПВО являются самолеты МиГ-29 и МиГ-23МФ. Еще одним заметным составляющим элементом кубинской авиации является единственная эскадрилья перех-ватчиков МиГ-25. Несколько старых МиГ-17 использу-ются для обучения применения оружия. Мало кто знает, что кубинский авиапарк ИА поступил из этой части!!! И до сих пор в строю!!!
Отправлено: 13.10.18 19:49. Заголовок: 472 ИАП на защите не..
472 ИАП на защите неба Москвы
472-й ИАП, базирующийся на аэродроме Курск-Восточный — одна из частей послевоенного формирования. Полк возник в период бурного развития советской ПВО. когда угроза атомного удара НАТОвской авиации по нашей территории представлялась вполне реальной. В этот период некоторые из истребительных частей ВВС были переданы в состав Войск ПВО. Среди них была 15-я Гвардейская НАД (до 10.08.44 — 235 ИАД), вошедшая в 1947 году в Московский округ ПВО. Командование дивизии располагалось в Орле, и здесь же в начале 1950 года подполковник А. Мурашов приступил к формированию нового полка. Личный состав был набран преимущественно из «родной» дивизии, и 15 мая формирование новой части, получившей наменование 472-й ИАП, завершилось, а Мурашов стал его первым командиром.
Полк сразу же вступил в реактивную эру — весной поступили первые Як-17Б. Освоение «Яков» завершилось летом, а 22 июля 472-й ИАП был объявлен полностью боеготовым и приступил к боевому дежурству.
Ограниченные возможности Як-17Б в качестве боевого самолета были очевидны, и в декабре того же года полк начал переучивание на МиГ-15 — самый совершенный на тот момент советский истребитель. Через три года уже и «пятнадцатый» не мог претендовать на этот титул, и тогда в Орел поступили первые МиГ-17. В то время, до создания вокруг Москвы оборонительного пояса ЗРК, истребительные полки Московского округа ПВО играли существенно более важную роль, и получали новую технику в числе первых. Прошло еще три года, и пришло новое поколение истребителей — теперь уже сверхзвуковых. В 1957 году 1-я эскадрилья приступила к изучению и освоению МиГ-19СВ.
На смену пушкам шли ракеты «воздух-воздух», а истребители постепенно приучались действовать днем и ночью, в любых погодных условиях. Полк осваивал новое вооружение, отрабатывал соответствующие боевые приемы и нес повседневную службу по защите столицы с юга. В начале 60-х гг. стараниями технического состава полку удалось завоевать звание безаварийного.
Всем известно, что основным «поставщиком» кадров для отечественной космонавтики была и остается военная авиация. Не остался в стороне и 472-й ИАП — пилоты сверхзвуковых машин, ежедневно поднимавшиеся в стратосферу, были естественными кандидатами в отряд космонавтов. В разное время трое из летчиков полка, пройдя жесткий отбор, попали в число претендентов на самую престижную профессию. Впрочем, совершить заатмосферный полет никому из них так и не довелось.
Из примечательных событий, нарушавших рутину повседневной службы, можно отметить участие в крупномасштабных учениях «Днепр» в 1967 году. В это же время, помимо подготовки самолетов к учениям и боевому дежурству, технический состав был занят подготовкой матчасти для отправки во Вьетнам и на Ближний Восток. Быть может, когда-нибудь историки обнаружат, что один из самолетов с американскими звездами или со «Звездами Давида», завершил полет после встречи с МиГ-19 из 472то ИАП.
1* «Ту» были переданы на базы хранения, а затем и на утилизацию практически все и сразу; Су-15 дотянули в российских ВВС до середины 1993 года (на Украине еще дольше), а последние «21-е» формально числились в боевом составе еще и 1997 году!!!
Эти самолеты уже никогда не поднимутся в воздух, но благодаря им продолжают летать другие
Несмотря на то, что «девятнадцатые» ранних модификаций, принадлежавшие полк); отправились за границу, их не сменили новые машины. Почти все уже регулярно летали «за два звука» на МиГ-21, Су-9 и Су-11, вовсю шло освоение Су-15. В это время (1970 г.) боевой состав 472-го ИАП выглядел весьма архаично: 1-я и 2-я эскадрильи летали на всепогодных МиГ-19ПМ, а 3-я, где служили летчики, пришедшие из ДОСААФ, продолжала эксплуатировать уже совсем престарелые МиГ-17Ф.
Из работ, опубликованных в последнее время и посвященных МиГ-19, лишь одна (Авиация и Время 5/95) вкратце упоминает о завершающих днях его службы: «…К 1974 г. последние из них, сохранившиеся в ПВО, были заменены на МиГ-25 и Су-15…». Теперь это утверждение можно значительно скорректировать: МиГ-19 продолжали оставаться на вооружении Истребительной авиации Войск ПВО гораздо дольше! И последним оказался так раз 472-й ИАП — шли годы, кое-где уже перешли на «трехмаховый» МиГ-25, некоторые полки успели поменять не одну модификацию МиГ-23, а с орловского аэродрома продолжали взлетать тупоносые «девятнадцатые» — символ авиации 50-х. И относились к ним вполне серьезно — в 1976 и 1977 годах полк участвоввал в боевых стрельбах на полигоне Сары-Шаган, а еще годом позже — в Ашулуке.
1979 год стал едва ли не самым богатым на события для 472 ИАП. Началось переучивание на новую технику — на смену МиГ-19, на которых за 20 лег отлетало не одно поколение пилотов, пришли МиГ-23П. Кроме того, полк покидал обжитые места — командование приняло решение передислоцировать его дальше на юг. С 4 октября 1979 года местом базирования 472 ИАП стал Курск. Переучивание еще не завершилось, и на новом месте МиГ-23 все еще соседствовали с «девятнадцатыми». Старые «МиГи» продолжали летать даже весной 1980 года — это. видимо и были последние вылеты строевых МиГ-19. После этого еще долгое время их можно было видеть стоящими на окраине летного поля в качестве ложных целей. Боевую учебу в то время приходилось сочетать с большими работами по обустройству новой базы — строились KII и капониры, защищенные склады вооружения и сооружения ТЭЧ — ведь военные самолеты базировались здесь лишь во время войны… Освоение «двадцать третьих» завершилось летом, и 15 сентября 1980 года полк заступил на боевое дежурство в готовности № 3 днем, а спустя два месяца перешел на круглосрочное дежурство. Уже в следующем году стрельбы на полигоне Сары-Шаган (во время проведения учений «Десна-81») подтвердили, что МиГ-23 успел стать «родным» для летчиков и техников полка — итоговая оценка оказалась отличной.
Дежурное звено находится в постоянной готовности — через 5 минут после сипела на перехват, обе пары должны подняться в воздух. Борт <50> — бывшая машина 28 Гв. (андреапольского) полка
Еще один самолет, служивший в Андреаполе в 28 Гв. ИАП, — об этом свидетельствует хорошо сохранившееся изображение гвардейского знака
80-е годы начались под знаком все усиливающегося противостояния с «вероятным противником», кульминацией которого стал перехват корейского «Боинга». Прошло пять лет, и эта демонстрация мощи Советской ПВО оказалась в тени невероятного эпизода с «Сессной» Руста. Су-27 и МиГ-31, поступавшие в Истребительную авиацию ПВО. попадали преимущественно на Север и Дальний Восток. Полки Московского округа ПВО, относившиеся, в общем-то ко второй линии, продолжали летать на МиГ-23 и Су-15. По мере ухода наших войск из Восточной Европы положение стало понемногу меняться — рубежи перехвата довольно быстро приближались к центру европейской части СССР. Наконец, последний шаг был сделан в памятном 1991 году — Украина провозгласила независимость, и 472-й ИАП стал приграничным.
Борт <34> вскоре после поступления в ТЭЧ для замены двигателя (слева) и на следующий день (внизу)
В 1992 году на Вооруженные силы России обрушилось массированное сокращение, которое продолжилось, хотя и менее интенсивно, и в последующие годы. Пояс истребительных полков, прикрывавший Москву, начал редеть на глазах. Если до того соседями курского полка были 191 ИАП (Тульская область) и 146 ИАП (Васильков, к югу от Киева), то с 1992 года ближайшим на левом фланге стал полк МиГ-31 в Ростове-на-Дону, а через два года сменился и «правый» сосед — к северу от Курска ничего не осталось вплоть до Бежецка (Тверская обл.). Именно 1994 год стал переломным для МиГ-23 Московского округа — кроме упоминавшегося 191 ИАП (Ефремов), расформировали 28 ГвИАП 2* (Андреаполь, Тверская обл.) и 415 ИАП (Туношна, Ярославль).
Все они были оснащены МиГ-23П, и боеспособные самолеты передали не только на базы хранения, но и поделили между 472 ИАП и 683 ИАП (Бобровка, район Самары). Это сокращение происходило в период некоторого усиления активности российской системы ПВО, связанного с напряженностью на Северном Кавказе. Хотя российские ВВС покинули базы в Грузии и Армении, события конца 1994 года заставили не только усилить авиационную группировку на аэродромах юга России, но и воспользоваться соглашением с Арменией, предусматривавшим базирование российской авиации на ее территории. 472 ИАП выделил 4 самолета, которые с 17 декабря приступили к боевому дежурству на аэродроме Эребуни (Ереван). Смены летного и технического состава периодически менялись. В 1995 году на дежурство заступила уже постоянная 426 авиагруппа (также созданная на базе 472 ИАП и оснащенная МиГ-23П), на которую легла ответственность по обеспечению воздушного прикрытия Группы российских войск в Закавказье.
К лету 1997 года стало ясно, что и в Бобровке «двадцать третьи» доживают последние дни. В течение июля лары и звенья истребителей с подвешенными ПТБ взлетали из Бобровки и приземлялись уже в Курске. В августе 1997 года 683 ИАП был официально расформирован, и 472 ИАП стал последним полком в европейской части России, вооруженным МиГ-23.
Курск-Восточный относится к аэродромам т. н. «совместного базирования» — с одной стороны от ВПП расположен городской аэропорт, а противоположная сторона летного поля отдана военным. В обваловках стоят самые разнообразные МиГ-23П — готовые к полетам и полуразобранные, свежевыкрашенные и совершенно выгоревшие на солнце, с подвешенными ПТБ (это те, которые только что прибыли из Бобровки) и без них. Необычайное разнообразие царит и в камуфляжах и бортовых номерах. Все это — результат того, что 472 ИАП стал последним местом службы для самолетов четырех полков: 28 ГвИАП, 191, 415 и 683 ИАП, не считая машин, изначально принадлежавших 472 полку.
Сейчас время парадоксов, и жизнь курского полка — едва ли не лучшее тому подтверждение. Казалось бы, военная авиация переживает худшие времена, и, например, соседи с «аэрофлотовской» стороны должны летать существенно чаще. Действительность выглядит ровно наоборот — из солидного парка Ан-24 и Ан-2, принадлежащих Курскому авиаотряду, в летном состоянии находятся лишь несколько штук, и один из них выполняет 1 (один) рейс в неделю. С другой же стороны аэродрома жизнь если не кипит, то по крайней мере, не умирает — поставки ГСМ в последнее время относительно наладились, и два летных дня в неделю — не редкость. За такой день летчики полка совершают до сотни самолето-вылетов, что позволяет не только поддержать какой-то налет для опытных пилотов, но и «обкатывать» молодежь (некоторые лейтенанты, закончив училище, ждут самостоятельного вылета по два-три года).
2* один из полкон ВВС был переименован в 28 ГвИАП, унаследовав номер и традиции прежнего.
Машины из Бобровки (683 ИАП) в июле 1997 г. перелетали в Курск с подвешенными ПТБ
Первым в полет по правилам уходит разведчик погоды — обычно это спарка. Остальные ждут его возвращения
В интенсивных полетах, продолжавшихся больше шести часов, участвовали 12 машин — каждая совершила по 7–8 вылетов — на восстановление техники пилотирования, ввод в строй молодых пилотов, пилотаж, ближний воздушный бой… Внизу — взлет пары на форсаже — так стартуют на перехват
Курские истребители, кстати, летают чаще, чем их коллеги, имеющие новую технику — Су-27 или МиГ-31, да и количество боеготовых машин существенно выше. Причины просты — полная заправка «двадцать третьего» куда меньше, чем у тяжелых 2-моторных «Су» или «МиГов», но главное — в 472 ИАП совершенно отсутствует проблема запчастей и комплектующих. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что полк имеет почти двойной комплект машин по сравнению с положенным по штату. «В жизни» это означает, что если на каком-то самолете что-то выходит из строя, то в большинстве случаев техник «находит» эту деталь или агрегат на другой машине (вылетавшей ресурс или уже «распотрошенной»). Неприхотливость МиГ-23 и тот факт, что машина давно и хорошо освоена персоналом, также играет немаловажную роль.
Полк Су-27 из Бежецка время от времени выполняет роль «противника» для курских «МиГов»; интересно отметить. что новые истребители не всегда выходят победителями в этих поединках. Возможно, сказывается то, что на малой высоте голубые «Су» гораздо заметнее камуфлированных «двадцать третьих», кто-то вспоминает о том, что МиГ-23П был оптимизирован для перехвата на малых высотах крылатых ракет, да и максимальная скорость у «МиГа» поболе… Однако, скорее всего, причина в том, что летчики курского полка имеют больший налет (да и остались еще пилоты. в совершенстве освоившие «МиГ» в те времена, когда налет измерялся сотнями часов).
Одним словом, «двадцать третьи» пока что летают. В 1995 году 472 ИАП отметил 45-й день рождения. Будем надеяться, что полк отпразднует круглый юбилей, и ВПП Курска-Восточного днем будет расцветать оранжевыми крестами парашютов, а ночью темноту будет внезапно рассекать вытянутый треугольник форсажа…
Из 12 летавших машин было три спарки — в условиях дефицита ГСМ их использование особенно оправдано
Парашют выходит… сейчас будет хлопок!..
Автор выражает признательность офицерам Поиск ПВО Александру Ужанову (пресс- служба) и Игорю Клещенко (472-й ИАП). Особая благодарность — майору Николаи) Давыдову (472-й ИАП), без чьей помощи этот материал бьы бы значительно менее подробным и интересным.
P.S. С глубоким сожалением мы узнали, что процесс сокращения не обошел курский полк — I мая 1998 года 472 ЙАП был расформирован. Так что все настоящее время в репортаже следует заменить прошедшим. Эпоха завершилась…
Все фото — Сергея Цветкова
В центре внимания обычно боевые машины, а спарки остаются «за кадром». Мы решили изменить традиции.
Фото Сергея Цветкова
Примечания:
472 ИАП на защите неба Москвы
Не знаю, как вам, любезные читатели, а мне уже давно надоело, что в большинстве изданий, когда речь заходит о сегодняшнем дне, бесконечно пережевывают и обсасывают одни и те же самолеты — Су-27/30/35/37 или семейство МиГ-29. Изредка мелькнут Су-24 или Ту-22М.
А где же сотни и тысячи МиГ-23 и -27, Су-17, которые совсем недавно, каких-то десять лет назад олицетворяли советские ВВС — во всяком случае. Фронтовую авиацию — где эти красивые, и, в общем-то совсем не старые машины? Задавшись этим вопросом, мы попытаемся не только еще раз напомнить о них, но и рассказать об истории отдельных частей Советской авиации (ВВС, ИА ПВО, АВМФ) — как существующих в настоящее время, так и расформированных или перешедших под юрисдикцию государств ближнего зарубежья.
Итак, МиГ-23. Самолет состоял на вооружении ВВС и Авиации Войск ПВО, и в недавнем прошлом эти истребители можно было встретить повсюду — на аэродромах 16-й ВА в Германии и во Вьетнаме (Камрань), в песках Туркмении и снегах Севера России. «Звонок» для них прозвучал после принятия решения о том, что ВВС будут принципиально ориентироваться на боевые машины с двумя двигателями. Эта же идея одержала верх и в Авиации ПВО — в результате, после 1990 года полки «двадцать третьих» стали таять на глазах.
ВВС в то время сделали ставку на МиГ-29 и Су-27 — после вывода частей из Венгрии. Чехословакии и Польши, а особенно — из Германии, и сокращения «зоны ответственности» до пределов СССР, «двадцать девятые» имелись в избытке. Истребительная авиация Войск ПВО в конце 80-х располагала не только новейшими Су-27 и МиГ-31, но и солидным парком устаревших (хотя и 2-двигательных) Ту-128 и Су-15ТМ, которые, естественно, вместе с МиГ-21бис были выведены из боевого состава в первую очередь. 1*
Некое промежуточное положение занимали МиГ-23 и -25, но участь последних была предрешена из-за высокого расхода топлива, а вот «23-и» имелись в таком количестве, что заменить их новыми самолетами было нереально, а полный вывод из боевого состава оказался невозможным даже при тогдашнем (1992-93 гг.) высоком темпе сокращения боевой авиации.
Наконец, к августу 1997 года — когда ВВС уже давно расправились со своими МиГ-23 — в ПВО еще сохранились два полка, использующих эти машины: в Курске базируются МиГ-23П, а под Барнаулом — «МЛД». Пора было осознать, что это ПОСЛЕДНИЕ летающие боевые «двадцать третьи» с красными звездами, и «Мир Авиации» решил навестить курские «МиГи».
472-й ИАП, базирующийся в настоящее время на аэродроме Курск-Восточный — одна из частей послевоенного формирования. Полк возник в период бурного развития советской ПВО. когда угроза атомного удара НАТОвской авиации по нашей территории представлялась вполне реальной. В этот период некоторые из истребительных частей ВВС были переданы в состав Войск ПВО. Среди них была 15-я Гвардейская НАД (до 10.08.44 — 235 ИАД), вошедшая в 1947 году в Московский округ ПВО. Командование дивизии располагалось в Орле, и здесь же в начале 1950 года подполковник А. Мурашов приступил к формированию нового полка. Личный состав был набран преимущественно из «родной» дивизии, и 15 мая формирование новой части, получившей наменование 472-й ИАП, завершилось, а Мурашов стал его первым командиром.
Полк сразу же вступил в реактивную эру — весной поступили первые Як-17Б. Освоение «Яков» завершилось летом, а 22 июля 472-й ИАП был объявлен полностью боеготовым и приступил к боевому дежурству.
Ограниченные возможности Як-17Б в качестве боевого самолета были очевидны, и в декабре того же года полк начал переучивание на МиГ-15 — самый совершенный на тот момент советский истребитель. Через три года уже и «пятнадцатый» не мог претендовать на этот титул, и тогда в Орел поступили первые МиГ-17. В то время, до создания вокруг Москвы оборонительного пояса ЗРК, истребительные полки Московского округа ПВО играли существенно более важную роль, и получали новую технику в числе первых. Прошло еще три года, и пришло новое поколение истребителей — теперь уже сверхзвуковых. В 1957 году 1-я эскадрилья приступила к изучению и освоению МиГ-19СВ.
На смену пушкам шли ракеты «воздух-воздух», а истребители постепенно приучались действовать днем и ночью, в любых погодных условиях. Полк осваивал новое вооружение, отрабатывал соответствующие боевые приемы и нес повседневную службу по защите столицы с юга. В начале 60-х гг. стараниями технического состава полку удалось завоевать звание безаварийного.
Всем известно, что основным «поставщиком» кадров для отечественной космонавтики была и остается военная авиация. Не остался в стороне и 472-й ИАП — пилоты сверхзвуковых машин, ежедневно поднимавшиеся в стратосферу, были естественными кандидатами в отряд космонавтов. В разное время трое из летчиков полка, пройдя жесткий отбор, попали в число претендентов на самую престижную профессию. Впрочем, совершить заатмосферный полет никому из них так и не довелось.
Из примечательных событий, нарушавших рутину повседневной службы, можно отметить участие в крупномасштабных учениях «Днепр» в 1967 году. В это же время, помимо подготовки самолетов к учениям и боевому дежурству, технический состав был занят подготовкой матчасти для отправки во Вьетнам и на Ближний Восток. Быть может, когда-нибудь историки обнаружат, что один из самолетов с американскими звездами или со «Звездами Давида», завершил полет после встречи с МиГ-19 из 472то ИАП.
1* «Ту» были переданы на базы хранения, а затем и на утилизацию практически все и сразу; Су-15 дотянули в российских ВВС до середины 1993 года (на Украине еще дольше), а последние «21-е» формально числились в боевом составе еще и 1997 году!!!
Эти самолеты уже никогда не поднимутся в воздух, но благодаря им продолжают летать другие
Несмотря на то, что «девятнадцатые» ранних модификаций, принадлежавшие полк); отправились за границу, их не сменили новые машины. Почти все уже регулярно летали «за два звука» на МиГ-21, Су-9 и Су-11, вовсю шло освоение Су-15. В это время (1970 г.) боевой состав 472-го ИАП выглядел весьма архаично: 1-я и 2-я эскадрильи летали на всепогодных МиГ-19ПМ, а 3-я, где служили летчики, пришедшие из ДОСААФ, продолжала эксплуатировать уже совсем престарелые МиГ-17Ф.
Из работ, опубликованных в последнее время и посвященных МиГ-19, лишь одна (Авиация и Время 5/95) вкратце упоминает о завершающих днях его службы: «…К 1974 г. последние из них, сохранившиеся в ПВО, были заменены на МиГ-25 и Су-15…». Теперь это утверждение можно значительно скорректировать: МиГ-19 продолжали оставаться на вооружении Истребительной авиации Войск ПВО гораздо дольше! И последним оказался так раз 472-й ИАП — шли годы, кое-где уже перешли на «трехмаховый» МиГ-25, некоторые полки успели поменять не одну модификацию МиГ-23, а с орловского аэродрома продолжали взлетать тупоносые «девятнадцатые» — символ авиации 50-х. И относились к ним вполне серьезно — в 1976 и 1977 годах полк участвоввал в боевых стрельбах на полигоне Сары-Шаган, а еще годом позже — в Ашулуке.
1979 год стал едва ли не самым богатым на события для 472 ИАП. Началось переучивание на новую технику — на смену МиГ-19, на которых за 20 лег отлетало не одно поколение пилотов, пришли МиГ-23П. Кроме того, полк покидал обжитые места — командование приняло решение передислоцировать его дальше на юг. С 4 октября 1979 года местом базирования 472 ИАП стал Курск. Переучивание еще не завершилось, и на новом месте МиГ-23 все еще соседствовали с «девятнадцатыми». Старые «МиГи» продолжали летать даже весной 1980 года — это. видимо и были последние вылеты строевых МиГ-19. После этого еще долгое время их можно было видеть стоящими на окраине летного поля в качестве ложных целей. Боевую учебу в то время приходилось сочетать с большими работами по обустройству новой базы — строились KII и капониры, защищенные склады вооружения и сооружения ТЭЧ — ведь военные самолеты базировались здесь лишь во время войны… Освоение «двадцать третьих» завершилось летом, и 15 сентября 1980 года полк заступил на боевое дежурство в готовности № 3 днем, а спустя два месяца перешел на круглосрочное дежурство. Уже в следующем году стрельбы на полигоне Сары-Шаган (во время проведения учений «Десна-81») подтвердили, что МиГ-23 успел стать «родным» для летчиков и техников полка — итоговая оценка оказалась отличной.
Дежурное звено находится в постоянной готовности — через 5 минут после сипела на перехват, обе пары должны подняться в воздух. Борт <50> — бывшая машина 28 Гв. (андреапольского) полка
Еще один самолет, служивший в Андреаполе в 28 Гв. ИАП, — об этом свидетельствует хорошо сохранившееся изображение гвардейского знака
80-е годы начались под знаком все усиливающегося противостояния с «вероятным противником», кульминацией которого стал перехват корейского «Боинга». Прошло пять лет, и эта демонстрация мощи Советской ПВО оказалась в тени невероятного эпизода с «Сессной» Руста. Су-27 и МиГ-31, поступавшие в Истребительную авиацию ПВО. попадали преимущественно на Север и Дальний Восток. Полки Московского округа ПВО, относившиеся, в общем-то ко второй линии, продолжали летать на МиГ-23 и Су-15. По мере ухода наших войск из Восточной Европы положение стало понемногу меняться — рубежи перехвата довольно быстро приближались к центру европейской части СССР. Наконец, последний шаг был сделан в памятном 1991 году — Украина провозгласила независимость, и 472-й ИАП стал приграничным.
Борт <34> вскоре после поступления в ТЭЧ для замены двигателя (слева) и на следующий день (внизу)
В 1992 году на Вооруженные силы России обрушилось массированное сокращение, которое продолжилось, хотя и менее интенсивно, и в последующие годы. Пояс истребительных полков, прикрывавший Москву, начал редеть на глазах. Если до того соседями курского полка были 191 ИАП (Тульская область) и 146 ИАП (Васильков, к югу от Киева), то с 1992 года ближайшим на левом фланге стал полк МиГ-31 в Ростове-на-Дону, а через два года сменился и «правый» сосед — к северу от Курска ничего не осталось вплоть до Бежецка (Тверская обл.). Именно 1994 год стал переломным для МиГ-23 Московского округа — кроме упоминавшегося 191 ИАП (Ефремов), расформировали 28 ГвИАП 2* (Андреаполь, Тверская обл.) и 415 ИАП (Туношна, Ярославль).
Все они были оснащены МиГ-23П, и боеспособные самолеты передали не только на базы хранения, но и поделили между 472 ИАП и 683 ИАП (Бобровка, район Самары). Это сокращение происходило в период некоторого усиления активности российской системы ПВО, связанного с напряженностью на Северном Кавказе. Хотя российские ВВС покинули базы в Грузии и Армении, события конца 1994 года заставили не только усилить авиационную группировку на аэродромах юга России, но и воспользоваться соглашением с Арменией, предусматривавшим базирование российской авиации на ее территории. 472 ИАП выделил 4 самолета, которые с 17 декабря приступили к боевому дежурству на аэродроме Эребуни (Ереван). Смены летного и технического состава периодически менялись. В 1995 году на дежурство заступила уже постоянная 426 авиагруппа (также созданная на базе 472 ИАП и оснащенная МиГ-23П), на которую легла ответственность по обеспечению воздушного прикрытия Группы российских войск в Закавказье.
К лету 1997 года стало ясно, что и в Бобровке «двадцать третьи» доживают последние дни. В течение июля лары и звенья истребителей с подвешенными ПТБ взлетали из Бобровки и приземлялись уже в Курске. В августе 1997 года 683 ИАП был официально расформирован, и 472 ИАП стал последним полком в европейской части России, вооруженным МиГ-23.
Курск-Восточный относится к аэродромам т. н. «совместного базирования» — с одной стороны от ВПП расположен городской аэропорт, а противоположная сторона летного поля отдана военным. В обваловках стоят самые разнообразные МиГ-23П — готовые к полетам и полуразобранные, свежевыкрашенные и совершенно выгоревшие на солнце, с подвешенными ПТБ (это те, которые только что прибыли из Бобровки) и без них. Необычайное разнообразие царит и в камуфляжах и бортовых номерах. Все это — результат того, что 472 ИАП стал последним местом службы для самолетов четырех полков: 28 ГвИАП, 191, 415 и 683 ИАП, не считая машин, изначально принадлежавших 472 полку.
Сейчас время парадоксов, и жизнь курского полка — едва ли не лучшее тому подтверждение. Казалось бы, военная авиация переживает худшие времена, и, например, соседи с «аэрофлотовской» стороны должны летать существенно чаще. Действительность выглядит ровно наоборот — из солидного парка Ан-24 и Ан-2, принадлежащих Курскому авиаотряду, в летном состоянии находятся лишь несколько штук, и один из них выполняет 1 (один) рейс в неделю. С другой же стороны аэродрома жизнь если не кипит, то по крайней мере, не умирает — поставки ГСМ в последнее время относительно наладились, и два летных дня в неделю — не редкость. За такой день летчики полка совершают до сотни самолето-вылетов, что позволяет не только поддержать какой-то налет для опытных пилотов, но и «обкатывать» молодежь (некоторые лейтенанты, закончив училище, ждут самостоятельного вылета по два-три года).
2* один из полкон ВВС был переименован в 28 ГвИАП, унаследовав номер и традиции прежнего.
Машины из Бобровки (683 ИАП) в июле 1997 г. перелетали в Курск с подвешенными ПТБ
Первым в полет по правилам уходит разведчик погоды — обычно это спарка. Остальные ждут его возвращения
В интенсивных полетах, продолжавшихся больше шести часов, участвовали 12 машин — каждая совершила по 7–8 вылетов — на восстановление техники пилотирования, ввод в строй молодых пилотов, пилотаж, ближний воздушный бой… Внизу — взлет пары на форсаже — так стартуют на перехват
Курские истребители, кстати, летают чаще, чем их коллеги, имеющие новую технику — Су-27 или МиГ-31, да и количество боеготовых машин существенно выше. Причины просты — полная заправка «двадцать третьего» куда меньше, чем у тяжелых 2-моторных «Су» или «МиГов», но главное — в 472 ИАП совершенно отсутствует проблема запчастей и комплектующих. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что полк имеет почти двойной комплект машин по сравнению с положенным по штату. «В жизни» это означает, что если на каком-то самолете что-то выходит из строя, то в большинстве случаев техник «находит» эту деталь или агрегат на другой машине (вылетавшей ресурс или уже «распотрошенной»). Неприхотливость МиГ-23 и тот факт, что машина давно и хорошо освоена персоналом, также играет немаловажную роль.
Полк Су-27 из Бежецка время от времени выполняет роль «противника» для курских «МиГов»; интересно отметить. что новые истребители не всегда выходят победителями в этих поединках. Возможно, сказывается то, что на малой высоте голубые «Су» гораздо заметнее камуфлированных «двадцать третьих», кто-то вспоминает о том, что МиГ-23П был оптимизирован для перехвата на малых высотах крылатых ракет, да и максимальная скорость у «МиГа» поболе… Однако, скорее всего, причина в том, что летчики курского полка имеют больший налет (да и остались еще пилоты. в совершенстве освоившие «МиГ» в те времена, когда налет измерялся сотнями часов).
Одним словом, «двадцать третьи» пока что летают. В 1995 году 472 ИАП отметил 45-й день рождения. Будем надеяться, что полк отпразднует круглый юбилей, и ВПП Курска-Восточного днем будет расцветать оранжевыми крестами парашютов, а ночью темноту будет внезапно рассекать вытянутый треугольник форсажа…
Из 12 летавших машин было три спарки — в условиях дефицита ГСМ их использование особенно оправдано
Парашют выходит… сейчас будет хлопок!..
Автор выражает признательность офицерам Поиск ПВО Александру Ужанову (пресс- служба) и Игорю Клещенко (472-й ИАП). Особая благодарность — майору Николаи) Давыдову (472-й ИАП), без чьей помощи этот материал бьы бы значительно менее подробным и интересным.
P.S. С глубоким сожалением мы узнали, что процесс сокращения не обошел курский полк — I мая 1998 года 472 ЙАП был расформирован. Так что все настоящее время в репортаже следует заменить прошедшим. Эпоха завершилась…
Отправлено: 22.08.19 07:34. Заголовок: Победители международного конкурса «Авиадартс»
Лучшие летчики международного этапа конкурса профессионального мастерства АрМИ-2019 «Авиадартс» совершили перелет на авиационную базу Халино Западного военного округа в Курской области.
Летчики совершили часовой перелет с аэродрома Дягилево, где базировались во время проведения соревнований «Авиадартс-2019».
Кубок конкурса был вручен капитану команды-победительницы полковнику Василию Якимовичу.
Также соответствующие кубки, медали и призы были вручены победителям и призерам конкурса в номинациях по родам авиации. Золотые медали получили экипажи истребителей Су-30СМ из Курского авиационного полка ЗВО.
Истребители прошли парадным строем на высоте до 100 метров над взлетно-посадочной полосой и приземлились, где летчиков ждали командование полка, родители и члены семей.
Летчики Капитан Юрий Медюков, капитан Сергей Кириллов и штурманы старший лейтенант Павел Ковтун и старший лейтенант Евгений Пантелеев набрали 299 баллов, опередив ближайших конкурентов из Республики Казахстан на 64 балла. Экипажи Су-30СМ неуправляемыми авиаракетами НАР С-13 ДФ и с помощью авиационной пушки ГШ-31 сделали три прямых попадания и одно – в зачетную площадь цели диаметром 15 м.
Всего по итогам конкурса российская команда завоевала 4 золотые медали, 4 серебряные и 2 бронзовые. Китайская Народная Республика заняла второе итоговое место, выиграв одну золотую медаль и по две серебряных и бронзовых. Третье итоговое место поделили команды Белоруссии и Казахстана, выиграв по одной медали каждого достоинства.
Разыскиваю Трухина Владимира Васильевича 1950 г. р. Прапорщика ( на пенсии сейчас) авиционной части 61364 ( тогда она находилась в г. Орле) - он служил там в 1982 г.. Предположительно живет во Владивостоке. Жена - Светлана. Сын Сергей - окончил ВМУ Владивостока. Просьба ко всем, кто знает какую-либо информацию о нем / его семье, написать мне сюда или на мою эл. почту Makov50@gmail.com . Я - Александр Алексеевич Маков был его одноклассником в с. ш. №12 г. Орла. Контакт с ним и его семьенй был потерян мной в 1997 г. в связи с моим отъездом из Росии ( г. Орел). С уважением, Александр Маков.
Эскадрилья Курского истребительного авиационного полка Западного военного округа выполнила ночные пуски авиационных управляемых средств поражения на полигоне Ладога в Республике Карелия.
Над водной поверхностью Ладожского озера экипажи тяжелых многоцелевых истребителей поколения 4++ Су-30СМ с помощью оптико-электронных средств прицеливания идентифицировали воздушные цели «противника» и уничтожили их, применив управляемые ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя. В качестве мишеней использовались световые бомбы, которые запускались на высоте 8 тысяч метров.
На заключительном этапе учений молодые лётчики отработали приемы по перехвату воздушных судов и принуждению к посадке, ведению наступательного и оборонительного воздушного боя, подтвердив квалификационный уровень для заступления на боевое дежурство по охране и обороне южных границ России в Курской области.
Общее полетное время летчиков составило около 20 часов, было выполнено 15 пусков ракет, задействовано 10 летательных аппаратов и около 100 военнослужащих.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 198
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет