Краткая историческая справка об автомобильная службе (в/ч 25876) Московского округа ПВО
Войска противовоздушной обороны столицы начали свой боевой путь с первых немногочисленных зенитных батарей и авиационных отрядов, сформированных в апреле 1918 года по указанию ВКП(б), для прикрытия Москвы и Петрограда с воздуха, в их числе был зенитно-пулеметный дивизион Кировско-Путиловского полка (который и сейчас находится в составе ОСК ВКО).
В годы Великой Отечественной войны, небо столицы стойко защищали соединения зенитной артиллерии и истребительной авиации. 5 апреля 1942 года в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны был создан Московский фронт ПВО.
До 1954 года руководство автомобильной службой осуществлялось автотракторным отделом в тыле Московского района ПВО, а в августе 1954 года, по решению ЦК КПСС, был образован Московский округ противовоздушной обороны и отдел стал автотракторной службой округа, которую возглавил полковник
Старостин Н.Н. (1954 – 1956гг)
В связи с развитием средств воздушно-космического нападения вероятного противника в послевоенный период возросло значение противовоздушной обороны Москвы как важного административно-политического и стратегического объекта страны. На основании постановления Совета Министров СССР от 24 октября 1952 года начато формирование 1 Армии ПВО Особого Назначения. На вооружении зенитно-ракетных полков армии стояла уникальная система С–25. Автотракторную службу 1 Армии ПВО ОН возглавил полковник Наумчук И.Т.
В августе 1954 года после образования Московского округа противовоздушной обороны, в его состав влилась 1 Армия ПВО ОН.
До 1958 года автотракторной службе округа непосредственно подчинялись две школы младших специалистов, окружной склад, 259 АРМ легковых машин, 220 АРМ грузовых машин и автотракторные службы 1А ПВО ОН, корпусов и частей непосредственного подчинения. В 1958 году была организована 49 военная школа младших специалистов автомобильной службы (г. Белгород). Эта школа была самая крупная не только в войсках ПВО, но и среди округов сухопутных войск. В ней готовилось до 1100 специалистов в год.
Развитие автомобильной техники: с 1954 года в частях округа преобладали тягачи АТС-712, АТ-Т, ГВ51, ЗиЛ-157, КрАЗ-214, ГАЗ-69, М-20
- в зенитно-ракетных войсках – ЗиЛ-157, МАЗ-525
- в авиации – ЗиЛ-157, КрАЗ-214
- в специальных частях- ГАЗ-51, ГАЗ-63, 66, КрАЗ-214
С 1956 по 1962 год все зенитно-артиллерийские части округа были оснащены зенитно-ракетными комплексами С-125, 75, 200 со сменой мест дислокации. Автотехническое обеспечение частей округа пришлось перестраивать применительно к новым системам вооружения, заново создавались силы и средства технического обслуживания и ремонта.
С конца 1978 года стали поступать новые образцы военной автомобильной техники: ЗиЛ-131, ЗиЛ-131В, Зил-130, КрАЗ-255, автомобили КамАЗ.
В течении 8 лет (с 1960 по 1968 год) формировалась ремонтная база для автотракторной техники частей округа: построен 96 ВАРЗ, созданы две стационарные ремонтные мастерские (220 и 259 ОАРМ), 333 ГСТО. Окружной склад передислоцирован в г. Серпухов, где вновь были созданы хранилища и производственные помещения.
С 7 ноября 1960 боевая техника 1А ПВО ОН регулярно участвует в военном параде на Красной площади (система С-25, с 1979 года система С-125, с 1995 года система С-300, с 2009 года система С-400).
С 1956 по 1993 год ежегодно округ комплектовал Оперативную группу из 2–3х автомобильных батальонов, для помощи народному хозяйству в уборке урожая (по 500 единиц автомобильной техники в каждом оаб). Активное участие в формировании и работе оперативной группы и автомобильных батальонов принимали и офицеры-автомобилисты на различных должностях (командиров взводов, рот, батальонов и их заместителей по технической части), особо отличились и были награждены правительственными наградами: полковники
Струков М.И., Забродин В.В., Русанов П.М., Колосов И.С., Баженов В.В.; подполковники:
Чаплыгин М.К., Козлов А.С., Базаров И.К., майоры:
Маловичко Г.В., Донец В.В., Николаев А.К., и другие.
С 1958 по 1970 год – начальник автотракторной службы округа генерал-майор
Вальцев А.Н., его заместитель – полковник
Мурга В.С. начальник автотракторной службы 1А ПВО ОН – полковник
Наумчук И.Т. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 года за большой вклад в дело укрепления оборонной мощи советского государства и его вооружённой защиты, успехи в боевой и политической подготовке и в связи 50-летием Советской Армии и Военно-Морского флота, Московский округ ПВО награждён орденом Ленина.
С 1970 по 1978 год – начальник автотракторной службы округа генерал-майор
Мурга В.С., его заместитель – полковник
Козлов В.А.; начальник автотракторной службы 1А ПВО ОН – полковник
Шабанов П.С.; В 1970 году в округе была введена Военная автомобильная инспекция (ВАИ), первым её начальником был назначен подполковник
Полторак П.Н. С 1 января 1978 года служба стала называться автомобильной (после введения нового Наставления).
10 августа 1978 года – в соответствии с директивой Главнокомандующего Войсками ПВО в 1А ПВО ОН разворачиваются работы по перевооружению на ЗРК С–300.
В 1980 году Постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 23 октября, начинается развёртывание на базе ЗРС С–25 системы С–50 (С-300), с задачей обеспечения обороны города Москвы от современных и перспективных средств воздушно-космического нападения.
С 1978 по 1983 год – начальник автомобильной службы округа генерал-майор
Запорожцев М.Т., его заместитель – полковник
Козлов В.А.; начальник автомобильной службы 1А ПВО ОН – полковник
Сивер В.Ф. 18 ноября 1982 года за успешное освоение новой техники и высокие показатели в боевой подготовке Указом Президиума Верховного Совета СССР 1А ПВО ОН награждена орденом Красного Знамени.
В 1985 в войска стали поступать новые комплексы С–300ПС на базе многоосных шасси МАЗ-543. Снова потребовалось совершенствовать систему автотехнического обеспечения применительно к новым типам вооружения военной техники. Количество марок машин увеличилось. В 1988 году в 1армии ПВО ОН была сформирована Центральная группировка из зенитно-ракетных полков С-300В, материальная часть которых была смонтирована на танковом шасси. Бронетанковое обеспечение и подготовка механиков-водителей группировки была возложена на автомобильную службу 1А ПВО ОН и округа; в этом же году управления корпусов 1А ПВО ОН были переформированы в дивизии ПВО ОН.
В 1991 году зенитно-ракетные полки приняли новые подвижные комплексы С–300ПМ на базе шасси КрАЗ-260; в этом же году из ЗГВ в состав округа вошёл 43 АРЗ.
С 1983 по 1991 год- начальник автомобильной службы округа генерал-майор
Булгаков М.Г., его заместители: полковник
Козлов В.А., затем полковник
Бабурин Л.А., полковник Орлов В.И.; начальники автомобильной службы 1А ПВО ОН: полковник
Корольков В.Г., затем полковник
Писарев А.В., полковник
Струков М.И. В этот период 220 и 259 ОАРМ переформированы в отдельные ремонтно-восстановительные батальоны. В октябре 1984 года в 1А ПВО ОН был сформирован орвб, для технического обслуживания и ремонта многоосных шасси.
В 1992 году автомобильная служба округа достигла наивысшего своего развития и имела в своем составе:
- 96 и 43 АРЗ (Москва и Б. Столбы)
- 2389 базу АТ (г. Серпухов)
-три орвб (О. Борисово, Мытищи, Истра)
- 333ГСТО (Царицыно)
- АРМ корпусов и дивизий
- ремонтные органы полков и баз
орвб (О. Борисово) был преобразован в базу снабжения и ремонта АТ.
С 1991 по 2000 год – начальник автомобильной службы генерал-майор
Писарев А.В., его заместители: полковник
Орлов В.И., полковник
Хорошилов В,П., полковник
Забродин В.В. (с 1994 года); начальник автомобильной службы 1А ПВО ОН -
Забродин В.В.(1991 – 1994гг). В декабре 1994 года управление 1А ПВО ОН была переформировано в 1 корпус ПВО, начальником автомобильной службы назначен полковник
Удовенко А.М. В 1994 году зенитно-ракетные полки С–300В Центральной группировки были переданы в состав Ленинградского военного округа.
Воины-автомобилисты округа принимали активное участие в выполнении интернационального долга в республике Афганистан и многие из них награждены орденами: генерал-майор
Писарев А.В., подполковник
Васильев А.Н., ст. прапорщик
Сидорчук М.Н. и другие. В конце 90-х годов с частей округа в Чеченскую республику регулярно направлялся личный состав, техника и автомобильное имущество для обеспечения контртеррористической операции.
В 1993 году 16 корпус ПВО (Н. Новгород) был расформирован; управления 2, 3, и 7 корпусов ПВО перешли на штат дивизий ПВО.
В 1998 году Московский округ ПВО преобразован в Московский округ ВВС и ПВО. В короткое время был сформирован 16 смешанный авиационный корпус, который вошёл в состав округа. В автомобильную службу из тыла передана электрогазовая служба, и служба стала называться автомобильной и электрогазовой. Помимо истребительной авиации, входящей в состав ПВО, в состав округа вошли части штурмовой, бомбардировочной и разведывательной авиации. В период с 1997 по 2002 год округ четыре раза подвергался организационно-штатным мероприятиям с сокращением численности войск, были расформированы дивизии ПВО (г. Брянск и г. Ярославль), 5 дивизия ПВО (г. Ржев) была переформирована в 32 корпус ПВО, начальником А и ЭГС которого был назначен подполковник
Колосов И.С.; 96 ВАРЗ был передан в ГАБТУ, 43 АРЗ расформирован; орвб(Мытищи) и 333ГСТО расформированы, база ремонта и хранения АТ(О.Борисово) переформирована в 1031 АРМ. В сентябре 2002 года округ был преобразован в Командование Специального Назначения; 87 и 89 дивизии ПВО ОН были расформированы, 86 и 88 дивизии были переименованы в 9 и 37 соответственно.
На вооружение авиационных полков стояли современные типы самолётов: МИГ-29,31,25МР, СУ-24,25,27,35. Для обслуживания самолётов имелось до 15 разновидностей типов электрогазовой техники. В связи со спецификой этой техники, подготовку специалистов необходимо было проводить по каждому типу электрогазовой техники.
Состав сил средств автомобильной и электрогазовой службы в это время входили: 2389 база АТ, 1031 АРМ, орвб (г. Истра), а также ремонтные органы соединений и полков.
С 2001 по 2009 год начальник автомобильной и электрогазовой службы полковник
Русанов П.М., его заместители: полковник
Дидюк Я.М., затем полковник
Корнилов С.М., полковник
Сытник В.И. С мая 2009 года управление 1 корпуса ПВО было расформировано и бригады ПВО перешли в прямое подчинении КСпН; управления 9 и 37 дивизий ПВО 1 корпуса ПВО и управление 32 корпуса ПВО перешли на штаты бригад ПВО.
В июне 2009 года Командование Специального Назначения было преобразовано в Оперативно-стратегическое Командование воздушно-космической обороны, управление которого перебазировалось в г. Балашиху (на место бывшего управления 1 корпуса ПВО). Заместителем начальника автомобильной и электрогазовой службы был назначен полковник
Колосов И.С., он исполнял обязанности начальника А и ЭГС до июня 2010 года. В июне 2010 года начальником А и ЭГС ОСК ВКО был назначен полковник
Яшкин А.М. В декабре 2010 года авиационная составляющая ОСК ВКО была передана в 1 Командование ВВС и ПВО; Автомобильная и электрогазовая служба ОСК ВКО была переименована в автомобильную службу, начальником службы был назначен полковник
Колосов И.С., старшим инженером - майор
Морхов А.И., инженером - подполковник
Стародубцев Н.Н. Разработал полковник в отставке
Забродин Владимир Васильевич. цитата: |
(фото Валерия Хорошилова) на котором Владимир Серебряков Седов А.П. Дасковский В.Ф. Корольков В.Г. Овсянников А.И. Устинов И.Ф. Долгий И.С. Ильчикаев Р.М. Автомонов И.И. Запорожцев Н.Т. г-л п-к Черкашин Н.Ф. Козлов В.Ф. Ярмыш Я.А. Вахрамеев М.К. Трубкин Л.Н. Бабурин Л.А. Барковский Г.А. Степанов А.Н. Сабирзянов В.А. Царёв Н. Радивил Н.Д. Новикович О.В. Шабанов В.П. Плевинский С. Евменов В. Шаравьёв Ф. |
|
Валерий Хорошилов писал мне: цитата: |
1967-69 в\ч 18960 ГКВЦ ПРО командир-П-к Баштан Дмитрий Иванович, 1969-1972 41оро Управления ПРО МО ПВО(в/ч 75555) командир г-л л-т артиллерии Барышполец Иван Ефимович, 1971-1972- ОПРЦ (в/ч 27905) командир - п-к Соколов Юрий Васильевич, 1972-1979 в/ч 75555, 1979-1985,1991-1995- автослужба МО ПВО начальники АС- генерал Мурга Владимир Семёнович, генерал Запорожцев Н.Т, генерал Булгаков М.Г.,генерал Писарев А.В., 1985-1991-в/ч 52116 10к ПВО командиры-генерал-лейтенант Горлов Владислав Викторович, г-л Рулевский Ю.Г. |
|
Дополнено 30.05.17( Администратор) цитата: |
После войны начальником автотракторной службы (так она называлась до восьмидесятых годов) был генерал - майор Старостин (имя и отчество не помню). С 1957 по 1967 генерал - майор Вальцев Александр Николаевич. С 1967 по 1978 генерал - майор инженер Мурга Владимир Семёнович (воевал танкистом, трижды горел в танке). С 1979 по 1984 генерал - майор Запорожцев Николай Тимофеевич. С 1984 по 1991 генерал - майор Булгаков Михаил Гаврилович. С 1991 по 2005 генерал - майор Писарев Александр Викторович. |
|